1. История возникновения и развития культа П.К.Иванова :: vuzlib.su

1. История возникновения и развития культа П.К.Иванова :: vuzlib.su

4
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


1. История возникновения и развития культа П.К.Иванова

.

1. История возникновения и развития культа П.К.Иванова

Порфирий Корнеевич Иванов (1898—1983) родился на Украине, в
русском селе Ореховка Луганской области, в многодетной семье шахтера. Дед
Паршека (так прозывался родными и близкими будущий харизматик) был выходцем из
Курской губернии, вскоре умер после переселения, и его внуку пришлось жить
очень тяжело, в землянке, “хотя отец и не вылезал из шахты, колупая копейку”
[2, 25]. Паршек окончил 4 класса церковно-приходской школы, с 15 лет
много и тяжело работает — шахтером, грузчиком. Воспоминания об этом
сохранились у него на всю жизнь: “Больно много приходится каждый день
трудиться. Ту же самую работу, которая делалась вчера и сегодня… Бедно не
счастливому в жизни крепко не везет” [2, 195]. Детство и молодость, проведенные
в обстановке материальной нужды и тяжелого физического труда, предопределили
его позднейшие резкие высказывания против подневольного труда и
административного подчинения. Здесь же следует искать причину его пессимистической
оценки борьбы трудящихся за существование, которую он называет “войной с
природой”, “фронтом борьбы за жизнь” [2, 194]. Здесь и источник формирования у
него различных социально-утопических представлений, начиная с идеи
уравнительного распределения материальных благ и кончая надеждой на полное
избавление от труда, который он всегда расценивал как тяжелую обязанность,
неизбежную при существующем образе жизни, не устроенном разумно, в гармонии с
природой. Оценивая впоследствии безотрадные условия жизни
крестьян-единоличников, П.К.Иванов выскажет крайне радикальную мысль,
подсознательно сформировавшуюся у него, по-видимому, ещё очень давно: “Они в
труде хлеб добывают, лучше его не есть” [2, 153] — явный намек на много
позже высказанную им парадоксальную доктрину отказа от пищи, одежды и жилища.

В молодости он ничем не выделялся из числа своих
сверстников, ничто не предвещало его будущую аскетическую и пророческую линию
жизни. Но вот 25 апреля 1933 г., в возрасте 35 лет, Иванов пережил духовный перелом и стал задумываться о смысле человеческого
существования, искать его в единении с Природой и в отказе от “неестественных”
потребностей в пище, одежде и жилище. По его словам, у него “Природою родилось
сознание” [2, 5]. Это типичная форма харизматического пробуждения, многократно
наблюдавшаяся и детально описанная, хотя ещё далеко не полностью изученная и
понятная.

С 1933 г. в течение последующих 50 лет вел жизнь
“русского йога”: ходил в одних трусах, обливался холодной водой, голодал по
четыре раза в неделю. Впоследствии ему стали приписывать легендарную биографию
языческого чудотворца, который стоически переносил нечеловеческие испытания и
сокрушал планы немецких захватчиков. Себя он называл богом Паршеком, взявшим на
себя миссию дать людям бессмертие, в повседневной жизни оказывать им всяческую
помощь и исцелять от всех, даже неизлечимых, болезней. П.Иванов оставил и
определенные наметки утопического сектантского учения, когда планировал
создание сектантской общины на Чувилкином бугре вблизи родного села Ореховки.

В последние годы идеология этого мистического культа
развивается в двух направлениях. С одной стороны, в религиозные воззрения
Иванова привносятся гипотетические построения из современных концепций
энергетизма и космизма, а его представления об исчезновении у человека
потребности в пище и о его вечном бестелесном существовании пытаются связать с
идеями учёного Вернадского, теолога Шардена и религиозного философа Федорова.
В результате неоязычество Порфирия Иванова дополняется квазинаучным содержанием.

С другой стороны, наблюдается стремление сблизить
мистическую фигуру учителя-пророка Иванова с христианской традицией. В нем
видят сошествие на землю Бога в ипостаси Святого Духа: “после Христа пришел
Святой Дух — Иванов. Как после периода Ветхого завета наступил период
Нового завета, так теперь пришло время Завета Учителя Иванова”. К тому же
идеи о втором пришествии и о загробном суде также связываются о фигурой
божественного Учителя. В таком случае мистический культ Порфирия Иванова
интерпретируется в качестве одной из разновидностей неохристианства.

В последние годы наблюдается большая организационная
активность ивановцев: проведены конференции во Владивостоке, Коломне,
Жуковском. Летом 1995 г. в Москве, в здании Совета Федерации, состоялась
международная конференция, собравшая представителей 97 городов СНГ. Ее
открывал зам. председателя комитета по семье и молодежи правительства Москвы.

.

Назад

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяТуризм сегодня
Следующая статьяПередмова

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ