4. Формы единения с сакральным началом :: vuzlib.su

4. Формы единения с сакральным началом :: vuzlib.su

31
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


4. Формы единения с сакральным началом

.

4. Формы единения с сакральным началом

Для общей характеристики религии важно установить, в каких
формах она дает возможность своим приверженцам приблизиться к сакральному
началу. Вероучение Иванова отличает то, что в нем речь идет исключительно лишь
об одной-единственной форме единения о высшим сакральным началом — о
процессе сакрального совершенствования человека, или о пути, приближающем его к
полярной вершине сакрального смыслового пространства, в котором развертывается
его жизнедеятельность. В вероучении Иванова это путь обретения человеком
оккультных сил и энергий, позволяющий ему отказаться от благ цивилизации и жить
природосообразно, уподобившись богам.

Прежде всего он говорит о себе, о принятом им однажды
решении “пойти в Природу”, “чтобы набраться этих сил и этими силами владеть”
[3, II, 323]. “Теперь, — заявляет он, обращаясь к своим
приверженцам, — дело за тобой — иди вслед за Ивановым, чего он, того
и ты делай” [5, 82]. Он уговаривает людей “хоть немножечко да попробовать
<идти> этими путями” [3, II, 323], объясняя, что для этого надо “занять
свое место в Природе”, т.е., не предъявляя к ней никаких собственных
требований, полностью адаптироваться к ее условиям. Процесс сакрального
совершенствования человека, вступившего на указанный Ивановым путь, состоит в
том, чтобы постепенно подготавливать свое тело к возможности “уйти от зависимой
жизни в Природе”, стать независимым, т.е. он “не должен одеваться, не должен
кушать и домом нуждаться, а должен заиметь свои естественные силы
природные — воздух, вода, земля” [5, 86]. Следуя примеру своего Учителя,
ивановцы должны постепенно увеличивать продолжительность своего воздержания от
пищи и воды, доводя ее до экстремально возможных пределов, а потом превзойти и
их: от недельного голодания (при приеме пищи только по воскресным дням) перейти
к голоданию на протяжении всего месяца, затем — в течение полугода, а вслед
за этим надо будет “год терпеть, совсем распроститься с этой пищей” и достичь
таким образом бессмертия — великого “завоевания для всего мира всех наших
людей” [3, II, 321]. В этом, собственно говоря, и состоит все содержание
Системы Учителя Иванова и главного ее метода — “закалки-тренировки”,
поэтому их религиозный смысл как раз и сводится к обеспечению реализации
указанной формы единения с сакральным началом.

Важным моментом системы Иванова является указание на
значение собственной активности человека для его успешного продвижения по пути
совершенствования, которого можно достичь “только собственными делами и трудом
в Природе себе на благо” [3, II, 323]. Однако, подчеркивая необходимость дела и
практического решения проблем, стоящих перед человеком, Иванов вкладывает в
содержание этих понятий исключительно свой собственный
смысл —аскетического подвига, что, конечно, чрезвычайно суживает и
обедняет социальную активность человека. Будучи направленной только на решение
задач аскетического культа (причем, труднейших), социальная активность человека
оказывается вне сфер производительного труда, политики и культуры, образования
и науки, даже благотворительная деятельность и милосердие, принадлежащие к
приоритетам многих религий, не находят себе места в системе Иванова.
И хотя среди его заповедей есть подаяние милостыни, оно, по существу,
расценивается не как “благое дело” само по себе, а как одно из
психотерапевтических средств самосовершенствования человека, недаром Иванов
говорит о значении милостыни так: “Подай бедному, и тебе самому от этого будет
хорошо!”. Таким образом, эта свойственная ряду религий форма единения с
сакральным началом посредством совершения благих дел не реализуется среди
ивановцев, всецело погруженных в процесс сакрального самосовершенствования.

Для них этот процесс должен завершиться слиянием с
сакральным началом — Природой и ее “телами”, с тем чтобы с ними “жить
вечно вместе и находиться вечно” [5, 106]. Таким образом, вторая форма единения
с сакральным началом является для ивановцев конечной целью их религиозных
устремлений.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ