1. Общая религиоведческая характеристика :: vuzlib.su

1. Общая религиоведческая характеристика :: vuzlib.su

26
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


1. Общая религиоведческая характеристика

.

1. Общая религиоведческая характеристика

Вероучение Великого Белого Братства принадлежит к неохристианской
разновидности новых религиозных движений, хотя его основатели и заявляют, что
сформировали “истинную церковь Иисуса Христа” [8,1] и видят его задачу в
возрождении подлинного христианства и в заключении последнего божественного
завета с гибнущим человечеством.

Создатели ЮСМАЛОС позаимствовали исходные религиозные
представления из библейского Апокалипсиса, но придали им новый смысл и значение
в духе своей специфической неохристианской новации. Вместе с тем прослеживается
открытое стремление к синкретизму: Мария Дэви говорит о “продолжении вековых
традиций Белой Шамбалы” и считает, что Е.И.Рерих и её “Агни-йога” предваряют
учение ЮСМАЛОС. Сама она широко использует понятия перевоплощения и кармы,
говорит о мантре, чакрах, эгрегорах — типичных категориях йоги, тантризма,
буддизма и индуизма. В подражание восточным религиозным традициям М.Цвигун
и Ю.Кривоногов присоединили к своим новым ритуальным именам священные титулы дэви
и свами. В новом вероучении широко используются оккультные представления
об основных космических элементах-стихиях (огонь, вода, воздух и др. ), а
также цветовая и звуковая символика. Кроме того, из иудаистской каббалы
заимствованы понятия сефиротов, и с некоторыми из них (кетер, хокма, бенах)
отождествлены ЮСМАЛОС, Христос, Мария Дэви и Иоанн Свами [7, 23].

Общая космогоническая схема трактуется, с одной стороны, в
манихейском духе непримиримой борьбы двух первоначал — Света и Тьмы (пик
столкновения между ними намечался на ноябрь 1993 г.), с другой стороны, с позиций представлений неоплатонизма о восстановлении
первоначального единства божества в результате возвращения к божественному
истоку: Новая Жизнь в Духовном Царстве будет означать “возвращение всего
человечества к Господу” [6], “Логосы 7-й расы сольются с Богом”, Мария
Дэви “будет в Самом Боге”, “постепенно весь мир будет сливаться с Богом
(Господь “вдыхает” в Себя весь мир)” [2], божественная Троица сольется в одно,
уже нераздельное божество.

Религиозное движение ЮСМАЛОС является пророческим и мессианским,
поскольку его основатели выступили в роли пророков, проповедующих новое
божественное откровение — “Последний Завет”, а М.Цвигун, кроме того, еще и
в роли живого бога и мессии-спасителя. Это движение является также эсхатологическим,
ориентированным на скорый конец света, считается, что Антихрист уже пришел (в
марте 1992 г. [6]), а Страшный суд, предполагалось, состоится
24 ноября 1993 г. [8, 1]. Приверженцам нового религиозного движения
свойственны сектантские настроения избранности и приближенности к Богу,
убеждения в своем неземном происхождении: “Великое Белое Братство — это
Небесные люди, которые присланы на землю, чтобы способствовать ее эволюции. Они
очищают землю от зла, распространяют учение ЮСМАЛОС” [6]. Считается, что после
Страшного суда спасутся только приверженцы этого вероучения — юсмалиане, и
в Царствие Небесное попадут только 144 тыс. человек, берущих свое начало
от 12-ти израилевых колен [7, 19].

Сложные и часто запутанные богословские построения выражаются
новым эзотерическим термином “ЮСМАЛОС”, представляющим собой абривиатуру,
образованную из трех частей: ЮС — Иоанн Свами, МА — Мария Дэви,
Матерь Мира, ЛОС — Логос, Иисус Христос. Этот сакральный термин обозначает
множество различных понятий, среди них три основных: имя нового Иисуса Христа,
название Программы насыщения Светом (фохатизация) избранного человечества и
учение Матери Мира [7, 14].

Идеи и представления традиционного христианства существенно
видоизменены и переосмыслены: Троицу заменил Бог — ЮСМАЛОС, в котором
отец — Иоанн Свами, Сын — Иисус Христос, Мать — Мария Дэви,
причем центром является Мать с полномочиями Сына — Иисуса Христа [7, 16].
Однако чаще говорится о Боге в четырех лицах (“четверка соответствует полному
отображению Бога” [7, 5]) и о соединении в нем мужского и женского начал.
Важную роль играют представления о рае и аде, причем последний должен будет
исчезнуть в результате победы над Сатаной.

Святым писанием считаются три очень небольшие по объему
произведения: “Учение ЮСМАЛОС. Наука о Свете”, “Поэма величальная” (проповедь и
пророчество в стихах Марии Дэви и Иоанна Свами) и Апокалипсис Иоанна Богослова.
Символика христианского креста и крестного знамени существенно видоизменены и
переосмыслены: крест понимается в качестве базисной структуры мироздания, а
крестное знамение — как особая “энергетическая мантра”, составленная из
нескольких ключевых мифологем, — “Иисус-ЮСМАЛОС-Эзодюс-Христос”. Кроме
того, равноконечный “белый крест” объявлен символом Матери Мира.

Основатели этого нового вероучения настаивают на его
исключительности, считают только его истинной религией, утверждая, что “давно
уже не действуют обращения верующих к Магомету, Кришне, Моисею, Давиду, прочим
Духовным Учителям” [7, 9]. Бесполезно придерживаться также традиционного
христианства, поскольку Иисус Христос и Богородица стали недоступны для
молитвенного обращения. “Марии Дэви заслонила собой и Отца, Сына, к Христу
следует обращаться только через её посредничество”, а “в омертвелых церквях и
костелах” невозможно очиститься от грехов [8, 2]. Под этим предлогом
провозглашается необходимость кардинального обновления обрядности: “сегодня
старые мантры, молитвы, обращения, заклинания не имеют обратной силы и
недействительны” [7, 9]. Только ЮСМАЛОС следует считать “истинным путем”, а
“все иные направления являются сегодня лженаправлениями, а их
последователи — лжеучителями, уводящими народ от Истины” [7, 9].

Тем не менее основатели учения ЮСМАЛОС иногда высказывали
прямо противоположные суждения, отдавая дань представлениям об эволюционном
развитии религий и об общности их конечной цели. Так, например, можно найти
высказывание о том, что “основы будущей программы ЮСМАЛОС заложил Моисей,
который дал Ветхий Завет” (в действительности Моисею приписывается только
меньшая часть Ветхого Завета — так называемое “Пятикнижье Моисея”), “Иисус
Христос построил стены. Матерь Мира — возлагает купол, принеся Последний
(Третий) завет землянам” [7, 12].

С другой стороны, новые “учителя” как-то заявили о
необходимости солидарности между приверженцами различных верований: “Мы
призываем всех верующих не кичиться друг перед другом, чья вера правильнее.
Ведь Бог един! И как бы мы ни обращались к Нему — Аллах, Иисус
Христос, Иегова, Кришна и т.д. — он все равно слышит и любит нас” [8,
2]. Это заявление, сделанное в духе религиозного универсализма, никоим образом
не отменяет узкоконфессионального характера учения ЮСМАЛОС, но, очевидно,
рассчитано на то, чтобы поставить это радикально-новационное движение,
существовавшее к этому моменту всего лишь в течении двух лет, в общий ряд и на
один уровень с самыми известными и влиятельными религиями, за плечами которых
тысячелетия.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ