4. Метаморфоза сакрального пространства в ЮСМАЛОС :: vuzlib.su

4. Метаморфоза сакрального пространства в ЮСМАЛОС :: vuzlib.su

30
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


4. Метаморфоза сакрального пространства в ЮСМАЛОС

.

4. Метаморфоза сакрального пространства в ЮСМАЛОС

Обратимся к фундаментальной характеристике религиозного
пространства, связанной с особенностями его смысловой структуры, прежде всего с
отношением “земного мира” к полярной противоположности божественного и
сатанинского начал. Речь идет о модификации сакрального пространства религии,
определяющей во многом целенаправленность религиозной деятельности и
социокультурную типологию религии, в данном случае принадлежность Белого
Братства к новым религиозным движениям альтернативного типа.

Вероучение ЮСМАЛОС базируется на представлении об
онтологической разорванности религиозного пространства: земная действительность
принципиально противопоставлена божественному началу. Она являет собой падший
мир, полностью лишенный каких-либо элементов или проявлений святости,
божественной благодати, поскольку “сейчас на Земле, по словам вероучителей
ЮСМАЛОС, происходит полное внедрение Антибога (Сатаны) и влияние его энергий на
все живое. Господствуют энергии и проявления материальных сущностей из сфер
Сатаны. Господь распят и вытеснен грешным миром” [7, 16]. Земной, человеческий
мир расценивается как “неудачный эксперимент” и поэтому заслуживает уничтожения
[6]. Морфологически эти воззрения тождественны манихейству с его антагонизмом
Света и Тьмы как двух высших, полярных противоположностей, да и
терминологически ЮСМАЛОС повторяет эту древнюю сакральную мифологему, постоянно
оперируя образами божественного света и сатанинской тьмы.

В силу своей эсхатологической направленности вероучение
ЮСМАЛОС подчеркивает современный, актуальный характер отпадения мира от Бога,
при этом речь идет не о секуляризации (хотя, как увидим, имеется в виду именно
секулярный процесс научно-технического развития), а о негативной сакрализации
земного мира и человеческого общества, о подпадении их под власть Антихриста,
Сатаны или Антибога (богословы Белого Братства не вдаются в различия между
этими наименованиями). Этот процесс они объясняют двумя факторами, один из
которых заключается в инфантильности человечества, не способного устоять перед
сатанинскими соблазнами (давний богословский аргумент, используемый во всех
религиозных традициях). В новой редакции ЮСМАЛОС он звучит так:
“Человечество, отошедшее от Бога, стало пленником Антибога, который обольщает и
порабощает людей с помощью чувственных удовольствий, денег, бизнеса, спорта…
и других сатанинских прелестей” [8, 1]. Другим фактором отпадения
человечества от Бога объявлены достижения научно-технического прогресса, причем
не его “оборотная”, негативная сторона, так называемые “издержки”, которые
страны с действенными экологическими программами упорно стремятся ограничить и
свести у себя и в мировом масштабе к минимуму, а научно-техническое развитие
современной цивилизации как таковое: “Технический прогресс есть детище Сатаны.
Компьютеризация, профессиональное использование микрокомпьютерной техники и
автоматики, используемые на уничтожение человеческого существа, проникают во
все сферы жизни землян. Основная миссия Сатаны-Антихриста ныне —
уничтожение живой природы человека и естественных условий жизни на Земле” [7,
16]. В этом аргументе, органически присущем давно известным
антицивилизационным настроениям религиозно-новационных движений определенного
типа, также, по существу, нет ничего нового: вспомним российских старообрядцев,
отвергавших и денежное обращение, и паспорта, и переписи населения, и многое
другое, или германско-американских харперов, считавших неприемлемым для себя
новшеством пуговицы и автомобили. Так что нет ничего неожиданного, что подобная
аргументация встречается и у представителей современных религиозных движений
(тех же членов Белого Братства, например, призывают: “Не участвуйте в переписи
населения! Это — кодировка” [1]). Курьез заключается в другом: как-то странно
слышать доводы об инфантильном человечестве, ставшем жертвой сатанинских
соблазнов, от Марии Дэви — бывшей журналистки и работника райкома
комсомола Марины Цвигун, которая до своего самообожествления долгие годы по
долгу службы и по убеждению отстаивала представление о сознательности и
самостоятельности человеческой личности. Не менее курьезно то, что другой
идеолог ЮСМАЛОС — Юрий Кривоногов, назвавшийся божественным Иоанном Свами
и ныне объявляющий компьютерную технологию и автоматизацию делом рук сатаны,
сам принадлежал к научно-технической интеллигенции и даже защитил диссертацию
по компьютерным разработкам. Юсмалианам не стоило бы утешаться тем, что былая
светская профессиональная деятельность их божественных наставников
свидетельствует якобы о том, что они знают, о чем говорят: вовсе нет, их
аргументация относительно “упадка” современного человечества носит
исключительно сакрально-мифологический характер и полностью лишена
профессиональных суждений по существу проблемы.

Картина фундаментального разрыва сакрального пространства
содержится в воззрениях различных религиозных направлений библейской традиции,
но вероучение ЮСМАЛОС придает ей специфическую трактовку, которая
характеризуется представлением об экстремально динамичном взаимодействии между
собой сакральных противоположностей, что оборачивается для земного мира и
человечества наступлением глобальной катастрофы — Армагеддона. ЮСМАЛОС
провозглашает начало катастрофической перестройки всего сакрального космоса и
уничтожения вследствие этого реальности нашего земного мира: “явление в мир
двух Духовных Учителей [т. е. основателей Белого Братства] есть знак окончания
существования материального мира на Земле” [6].

В соответствии с доминированием в учении ЮСМАЛОС
эсхатологической установки пропагандируется представление о том, что активность
негативного начала и его воздействие на людей все время нарастает и
усиливается: “постепенно раскручивается маховик гигантской машины Сатаны, и
скорбная моя страна, — провозглашает Мария Дэви, назвавшаяся Матерью Мира, —
втягивается в непоправимое бедствие землян, отрекшихся от Бога”, злокозненное
начало осуществляет свое “постепенное и незаметное проникновение во все сферы
жизни на Земле” [1].

Нарисованная в манихейском духе полярная противоположность
двух верховных сакральных начал и антагонистическая борьба между ними неминуемо
ведут, по вероучению ЮСМАЛОС, к религиозной конфронтации в обществе: “Сейчас,
как никогда, идет война за души. Дьявол радуется каждому новому отлученному от
Бога и Его Матери. Все, отрицающие крест, особенно крест с распятием — от
Сатаны” [1]. Это доводы в пользу дифференцированного подхода к людям в
зависимости от их отношения к новой вере, это проповедь размежевания общества
по конфессиональному принципу и провоцирование межрелигиозной вражды,
обоснование необходимости усиленной евангелизации населения. “Активней делите
народ на “козлов” и “овец”. Найдите каждую заблудшую овцу” [1], —
призывает Мария Дэви.

Важно обратить внимание на то, что осуждение грешного,
падшего земного мира оборачивается в доктрине ЮСМАЛОС антиобщественными
установками, призывами к нигилистическому отношению к закону и порядку в
обществе, что нашло свое практическое воплощение в киевском путче юсмалиан
1993 года. В самом вероучении этот призыв звучит, конечно, более завуалировано:
“Выполняй единые законы сердца, а не сатанинские, ибо только в сердце —
Христос!” [3]. Тем не менее осуждение существующего в обществе правопорядка,
правил поведения и норм морали высказано здесь со всей определенностью.

.

Назад

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяТакси в Москве
Следующая статьяТ. ГОББС :: vuzlib.su

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ