6. Институциональный уровень религиозной активности :: vuzlib.su

6. Институциональный уровень религиозной активности :: vuzlib.su

48
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


6. Институциональный уровень религиозной активности

.

6. Институциональный уровень религиозной активности

При беглом знакомстве с информацией о Белом Братстве
создается впечатление об аморфной структуре этого религиозного движения и
спонтанных выступлениях его приверженцев. Однако это только первое и при том
ошибочное впечатление, в действительности “апокалиптический мятеж” юсмалиан,
вызвавший беспорядки в Киеве, был предопределен пророческим указанием их
наставников и ими же, видимо, был спланирован и организован. Проповедническая и
миссионерская активность Белого Братства, широко развернувшаяся одно время по
городам России и Украины, также носила строго организованный характер, более
того, она вменялась в обязанность уполномоченным на то активистам. В связи
с этим возникает закономерный вопрос о статусе новой религиозной организации.

В эсхатологических движениях, по существу, не бывает и не
должно быть церковных институтов, занятых богослужебной и пастырской
деятельностью, поскольку представление о приблизившемся конце света, о
наступившем крушении мира заставляет верующих ориентироваться не на
традиционные образцы набожности и праведности, а помышлять о своих последних
испытаниях — ухода из “ветхого мира” и суда господнего. Поскольку
юсмалиане принадлежат к подобному типу религиозных движений, у них нет церкви
как богослужебного религиозного института. Тем не менее в их среде существенное
значение имеют институциональные различия двух основных сакральных статусов
верующих: тех, кого называют “белыми братьями”, и рядовых юсмалиан. Помимо
этого существует узкая группа функционеров, окружающая двух
основателей-руководителей движения, обладающих высшим вероучительским
авторитетом и божественным статусом. Это организация избранных, обладающих
эзотерическим священным знанием, тех, кому уготовано спасение в огненной
круговерти апокалипсиса. Тем не менее это не позволяет определить организацию
Белого Братства в качестве сектантского института: хотя у юсмалиан и есть
практика радений, они мало напоминают “мистическую” секту стремящихся с помощью
изощренных психотехник упорно двигаться по пути духовного совершенствования с
целью повышения своего сакрального статуса, и уж совсем далеки они от членов
“рационалистических” сект — праведников и тружеников, стремящихся создать
ячейки царства божьего на земле. Таким образом. Белое Братство — это не
секта с её строго установленным образом жизни и деятельности, а религиозная
организация, которой свойственно прямо противоположное — экстремальное
психологическое и экзистенциальное состояние ухода из земной жизни.
Следовательно, это культ апокалиптической активности, культистский институт
эсхатологической ориентации, имеющий иерархическое строение и возглавляемый
“живыми богами”. Эта характеристика движения ЮСМАЛОС в целом может быть
конкретизирована применительно к слою “белых братьев”, возвышающемуся над
рядовыми юсмалианами. Учитывая более высокий сакральный статус и хорошо
организованную деятельность этой категории верующих, их можно рассматривать в
качестве религиозного ордена — передового, ударного отряда движения Белое
Братство.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ