ЛЕКЦИЯ 7. МОДЕЛЬ ПЕРЕХОДА К МЕТАИСТОРИЧЕСКИМ ФОРМАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — 1. Конец истории...

ЛЕКЦИЯ 7. МОДЕЛЬ ПЕРЕХОДА К МЕТАИСТОРИЧЕСКИМ ФОРМАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — 1. Конец истории по Френсису Фукуяме :: vuzlib.su

16
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


ЛЕКЦИЯ 7. МОДЕЛЬ ПЕРЕХОДА К МЕТАИСТОРИЧЕСКИМ ФОРМАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — 1. Конец истории по Френсису Фукуяме

.

ЛЕКЦИЯ 7. МОДЕЛЬ ПЕРЕХОДА К
МЕТАИСТОРИЧЕСКИМ ФОРМАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — 1. Конец истории по Френсису Фукуяме

Для дальнейшего разбирательства мне
придется ввести еще некоторые понятийные представления и коснуться таких уже
совершенно далеких, казалось бы, от нашего предмета понятий, как история и
метаистория, постиндустриальное общество и т.п.

В 1988 г. Фрэнсис Фукуяма (о нем, надеюсь, вы и не слышали) написал статью “Конец истории”, которая
долго пользовалась незаслуженным успехом. Там он объявил, что история на этой
планете закончилась, что высшим и последним типом общества является
экономическая формация № 3. А поскольку на Западе она уже успела возникнуть,
окрепнуть и стать большой-большой, все остальные обречены теперь брести, ползти
и догонять ее. С этой точки зрения, есть замечательный новый мир, в котором
правят деньги и рынок, и есть устарелые миры, в которых правит политика или еще
того хуже — сила. Они обречены медленно и понуро догонять новый славный мир, а
когда они его догоняют, то выясняется, что дальше простирается стена. Т.е.
развиваться им некуда. Ничего новее и совершеннее денег изобрести невозможно,
ничего сверх рынка придумать нельзя, и история заканчивается по той банальной
причине, что нет никаких новых форм, в которые она могла бы отлиться.

Это немножко скучно, это лишает нас
перспективы. Но поскольку мы-то живем в формации № 2 и отчасти даже в формации
№ 1 — в архаическом обществе, где рынок не расцвел, деньги еще не победили, то
у нас есть перспектива: нам нужно догонять лет сто или двести Голландию, а когда
Россия ее догонит, то она станет Голландией-2, наши прапрадетки понаставят
кругом ветряных мельниц и будут счастливы. Возникает новый тип экономической
гонки: “Догоним, но не перегоним” (т.к. последнее в принципе невозможно), а
догоняемый (Запад) добровольно помогает догоняющему.

Западная помощь замешана не столько
на гуманизме, сколько на шкурном интересе: если нам не помогать, то в мире
действительно будет твориться кошмар. Мы, будучи не в силах самостоятельно
развиваться в сторону рынка и демократии, начнем грабить богатых соседей. Наша
мафия, естественно, оккупирует Нью-Йорк и Париж. Соответственно африканские
племена тоже не вечно будут заниматься трайбалистскими “разборками”. Они дойдут
до политики, а если не дойдут, то просто приобретут ядерное оружие у нас и
начнут применять его против них. Поэтому страны Запада кровно заинтересованы в
том, чтобы помочь нам припасть с краешку к большой миске.

Вот такое унылое мировоззрение
нарисовано в статье Фукуямы. И покуда не предъявлены в теории и на практике
(внимание, это очень серьезно!) некие совершенно новые классы исторических форм
(т.е. на нашем с вами языке – форм деятельности), принципиально несводимые к
трем уже описанным “формациям”, — Фукуяма неопровержим и тот мир, который он
нарисовал, есть окончательный вывод мировой философской мысли.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ