3. Превращение исторических форм в предмет деятельности :: vuzlib.su

3. Превращение исторических форм в предмет деятельности :: vuzlib.su

28
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


3. Превращение исторических форм в предмет деятельности

.

3. Превращение исторических форм в
предмет деятельности

Рассказывая о формах деятельности, я
говорил, что одни формы могут быть предметом других. Кто-то там занимается
технологией или экономикой, а я его опредмечиваю вместе со всей его
деятельностью и использую как фишку в своей игре.

Например, мы доиграли партию в
шахматы почти до конца, начался эндшпиль, мой соперник еще дергается,
передвигая в свой черед пешку, но я-то вижу, что на доске стоит стандартное
окончание. В этот момент меня перестают интересовать его планы. Делая очередной
ход, я уже не пытаюсь угадать, так он пойдет или эдак. Он перестал быть для
меня соперником в игре. Я просто начинаю, не глядя на него, разыгрывать
стандартное окончание, которое однозначно кончится матом его королю. Из
партнера-соперника он превратился в предмет, вещь.

Другой пример. Имеется, скажем,
замечательная контора, сиречь организация. Там есть заведующие отделами,
которые борются друг с другом. Директора подсиживает его заместитель. Есть
распределение профсоюзных путевок и пайков. Внутренняя жизнь-игра кипит… А
тем временем снаружи в отрасли идет приватизация, некая новорусская
экономическая структура съедает министерство, а эту подведомственную ему
организацию просто прибирает к рукам, быстро меняет цель ее деятельности — и
люди могут даже не подозревать, что на самом деле у них уже другой
работодатель, который может чуть повысить зарплату или, напротив, закрыть их в
любой момент. И когда их вдруг закроют, окажется, что они уже не защищены
КЗОТом.

Итак, для наших ушлых
микроорганизмов, точнее, для тех из них, кто уцелел в тщетных попытках
прогрызть оболочку мироздания, остается только один путь вперед, а именно —
назад! Мы должны уже существующие формы деятельности превратить в предмет. И
тогда оказывается, что могут возникнуть еще целых три мира. Давайте их
пронумеруем.

Сначала мы вступаем в мир № 4. Мы
вновь движемся по пространству экономических форм, но оно уже не пусто, а
освоено нашими предшественниками. Джунгли вырублены, страна заселена: стоят
дома, работают фабрики, осуществляется арбитраж, транслируется телевидение.
Наша цель не в том, чтобы ее разграбить и уничтожить, и не в том, чтобы
истребить ее жителей и занять их место, ничего не меняя в укладе жизни. Цель –
в ином: возвести над страной некую новую форму деятельности, которая позволит
взять ее под контроль, эффективно управлять ею, выстраивать новые схемы и
комбинации из существующих экономических форм, получать за счет этого
прибавочный продукт и питаться им.

Таким образом, форма № 4 — это некая
предметная рефлексия над формой № 3. “Рефлексия” — философский термин,
означающий: я понял, что и как я делаю. А предметная рефлексия означает: я стал
собственными руками регулировать тот способ, каким я это делаю.

Тейлор (которого здесь путали с
математиком, автором разложения функции в ряд Тейлора) как раз осуществлял
предметную рефлексию над деятельностью рабочего. Передовой американский
стахановец работал, а Тейлор стоял рядом и фотографировал процесс его работы,
записывал, фиксировал наиболее эффективные приемы с целью обучить затем этим
приемам других и повысить производительность их труда. Философ здесь не
преминул бы заметить, что Тейлор осуществил рационализацию деятельности
стахановца: из некоего непостижимого действа сродни колдовству она превратилась
в понятную, описанную, расчлененную на составляющие элементы и легко
воспроизводимую в другом месте.

Далее мы должны двигаться сквозь
сферу 2. Мы как бы погружаемся под землю и осваиваем сеть метрополитена.
Возникает мир интенсивных форм деятельности № 5 и наконец мир № 6.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ