6. Историческая тенденция к атомизации субъекта. :: vuzlib.su

6. Историческая тенденция к атомизации субъекта. :: vuzlib.su

54
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


6. Историческая тенденция к атомизации субъекта.

.

6. Историческая тенденция к
атомизации субъекта.

Тем не менее, пока я этим заниматься
не буду. Скажу только, что если бегло взглянуть на описанную мной модель, в ней
просматривается тенденция к постоянной атомизации субъекта. Первобытное племя
охотников – это почти стая животных, в ней бессмысленно искать «субъекта
принятия решений». Славные ирокезы пребывают в нерушимом идейно-политическом
единстве с родным племенем. Поначалу весь социум, социальный агрегат в целом
является нерасчлененным субъектом, потом он начинает постепенно дробиться. На
месте каст с их почти генетически врожденными различиями появляются гильдии. У
Вебера описано, как античный полис постепенно переходит в средневековый.
Античный полис лишь условно можно было назвать «цехом»: все граждане античного
полиса были воинами, их главным производственным занятием было все время
упражняться в воинских искусствах, главной обязанностью – по первому зову военачальства
устремляться на поиск трофеев. В центре забот полиса было не производство, а
военная добыча.

Несмотря на греческие корни слова
«демократия», гражданин в античном полисе был абсолютно несвободен. Если вы
вчитаетесь в тексты Платона, то будете потрясены тем, до какой степени во
времена Сократа люди были во всех отношениях несвободны, скованы на каждом шагу
– в образе мысли, в выборе одежды, в том, как был построен их день, в казенных
платежах, в собственности, в гражданских и воинских повинностях.

В средневековых городах пространство
свободы расширяется, возрастает субъектность. Атомизация идет до тех пор,
покуда социум в идеале (речь об идеале Запада) не превращается в некую пыль, в
сообщество абсолютно свободных индивидов, где каждый волен голосовать за кого
хочет, вкладывать свои деньги куда угодно, делать что заблагорассудится или
ничего не делать вовсе. Теперь и мы с вами стали совершенно свободны благодаря
Франклину Д. Рузвельту, Егору Т. Гайдару, Джорджу Вашингтону, Борису Немцову и
Камдессю. Теперь племя уже не предписывает вам, что надо ходить с кольцом в
ноздре – хотя граждан и гражданок с кольцами в ноздрях и иных местах появилось
у нас гораздо больше, чем в былые туземные времена.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ