3. Пространство оценок :: vuzlib.su

3. Пространство оценок :: vuzlib.su

88
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


3. Пространство оценок

.

3. Пространство оценок

Мысль, которую я хотел бы сейчас
высказать, сама по себе вас не взволнует. Она звучит абстрактно и вполне
академично. Не академичен тот способ, которым я постараюсь к ней продвигаться.

Как вы помните, деятельность
предпринимателей относится к сфере, которую Платон обозначал как «государство
стражей», в отличие от «государства ремесленников». Это уже метаисторическое
царство.

Государство предпринимателей –
примитивное, первоначальное, переходное, но уже государство стражей. Стражи не
занимаются производством вещей, даже облеченных в модерновую оболочку товара.
Стражи занимаются конструированием отношений между производящими
ремесленниками, это уже постмодерн. Стражи постепенно продвигаются вглубь
пространства, где действуют «невидимые руки» рынка, политики, войны, и замещают
фрагменты этих естественным образом возникших, отчужденных игр рукотворными
схемами отношений.

Коль скоро это так – нельзя ожидать,
что можно просто перенести на предпринимателей систему оценок, которая
применялась к товаропроизводителям, мастерам или охотникам. Нельзя хотя бы
потому, что в чистом виде предприниматель сам ничего не производит (здесь об
этом уже говорилось с оттенком непонятного мне осуждения). Производят
ремесленники, отношения между которыми он устаканивает.

Итак – следовало бы ожидать, что в
сфере моральных оценок хозяйствующих субъектов, поскольку они применяются
теперь к предпринимателям, должен произойти какой-то грандиозный сдвиг,
соразмерный началу Метаистории.

Забегая вперед, опять-таки в
академическом стиле предыдущего семинара, скажу только одно: для того, чтобы мы
могли применять моральные оценки к схемам предпринимателей, нам необходимо
построить пространство для этих оценок, на которое можно было бы наложить
координатную сетку со всякими «хорошо» и «плохо».

Мы должны сначала увидеть некий
универсум, совокупность всех мыслимых схем (и шире – форм деятельности), на
котором уже могут быть заданы такие отношения порядка, как «лучше – хуже»,
«прогрессивный – реакционный», «быть частью – быть целым» и т.д. А пока нам это
пространство не предъявлено, мы носимся с ветхозаветными табличками «Добра» и
«Зло», понапрасну прикладывая их к опционам, к фьючерсам, тогда как заветы о
непожелании осла и вола буксуют на куда более элементарном уровне. Сам по себе
банковский кредит не хорош и не плох, он приобретает качества, подлежащие
оценке, в зависимости от довольно сложной окружающей его социальной оболочки.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ