3.1. Обучение конструированию: «система Физтеха» :: vuzlib.su

3.1. Обучение конструированию: «система Физтеха» :: vuzlib.su

64
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


3.1. Обучение конструированию: «система Физтеха»

.

3.1. Обучение конструированию:
«система Физтеха»

Сходная проблема была успешно решена
в советском обществе в 40  50-е гг. Тогда в связи с гонкой вооружений
возникла массовая потребность в гибридных фигурах типа
«исследователь-конструктор», способных разрабатывать технологии, основанные на
новейших достижениях точных и естественных наук, и воплощать их «в металле».
Высшая школа могла предложить специалистов, обладающих знаниями в области
физики, химии и математики, в то время как требовалось прививать студентам
инженерно-конструкторские и исследовательские способности.

Тогда ведущие ученые и конструкторы,
руководители академических и отраслевых оборонных институтов (Капица,
Арцимович, Дородницин и т.д.) сообща создали учебное заведение нового типа –
Московский физико-технический институт. В его работе каждый из них выступил сразу
в двух различных качествах.

Во-первых, отцы-основатели и их
ведущие сотрудники сообща взяли на себя фундаментальный и факультетские циклы
преподавания в качестве лекторов и ведущих семинаров. Руководитель ЦАГИ
академик Христианович преподавал газовую динамику, заместитель Королева
Раушенбах – космонавтику… Участие в этом «профессиональных преподавателей» было
сведено к минимуму. Возник самоподдерживающийся процесс, благодаря которому
Физтех стал центром притяжения для талантливой молодежи всей страны, что в свою
очередь, привлекало сюда все новых ведущих ученых в качестве преподавателей.

Во-вторых, произведенный сообща
«полуфабрикат» отцы-основатели позднее делили между собой на конкурентной
основе. Каждая учебная группа численностью 10-20 человек с момента поступления
была условно закреплена за «базовой кафедрой», в роли которой и выступал
научно-исследовательский центр, руководимый одним из основателей Физтеха. К
третьему курсу в основном завершалось перераспределение студентов по базовым
кафедрам – в результате состязания этих кафедр в сфере рекламы и PR, в
соответствии со сформировавшимся кругом интересов студентов и уровнем их
способностей. Ежегодно выше ста крупнейших институтов и конструкторских бюро
принимали на стажировку новые группы студентов, которые на IVVI курсах
проводили там большую часть времени, работая на полставки в том коллективе,
куда они получали гарантированное распределение по окончании Физтеха.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ