14. Воссоздание институтов индоктринации :: vuzlib.su

14. Воссоздание институтов индоктринации :: vuzlib.su

85
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


14. Воссоздание институтов индоктринации

.

14. Воссоздание институтов
индоктринации

В старой культуре, русской,
советской, существовала система институтов, которая обеспечивала это –
индоктринацию. Издавались книжки, были библиотеки, школы, институты,
существовал канонический набор текстов писателей-классиков. В процессе изучения
этот канонический набор опошлялся до неузнаваемости, но так или иначе, рано или
поздно человек, с омерзением читая обязательного Гончарова, вдруг натыкался на
какую-то строчку, она западала в него, и потом он возвращался к канону другим
путем. Эта система была многоступенчатой, послойной, там было просчитано все. Я
читал «Родную речь» сталинских времен – это гениальное произведение.
Гипертекст, над которым бились лучшие умы, я это вижу. Он был выстроен для
чтения на каждый день, для ребенка от двух до семи лет. Мне папа подарил эту
книжечку, я до сих пор помню из нее многие стихи наизусть.

«Из всех искусств важнейшим для
нас является кино», — писал Владимир Ильич, да и радио тогда уже работало.
Всякая культура, которая хотела себя защитить, тратила колоссальные средства,
чтобы граждане говорили на одном языке, имея один и тот же образный ряд.
Поскольку сделать это нравящимся нам теперь плюралистическим способом чисто
технологически (а также по другим причинам) было невозможно, из культуры
делался какой-то ублюдочный обрубок. Брались не все творения национального
гения, а только некоторые, причем в урезанном виде, откастрированные, и из них
составлялся некий партминимум. Тем не менее, это был какой-то канон. Культура
живет, потому что в ней живет канон. Любая культура всегда жила и держалась на
каноне — люди вне его невменяемы, им ничего нельзя объяснить. Поэтому все
должны были читать священное писание, долбили катехизис, и во всех школах шла долбежка
и зубрежка, все заучивали «образ Павки Корчагина».

Конечно, все это можно оценивать
негативно. Но увы, другого способа культура ранее не изобрела: либо в вас
вгоняют канон, и тогда вы вменяемы, наследуете культуру, либо в вас канон не
вогнали — и вы выпадаете из общества. Вы еретики, вас сжигают на костре. Или вы
смываетесь за рубеж и становитесь вражеским лазутчиком.

Теперь перед нами стоит задача –
срочно воссоздать канон. Это не означает, что некто умный за нас решит, что
правильно, что хорошо и плохо в русской культуре. Но страна уцелеет только в
том случае, если люди, участвующие в принятии стратегических решений, хотя бы
самых важных, будут иметь не одну общую книжку, а на худой конец двадцать. Это
нужно сделать любой ценой, даже если мы будем использовать такие дуболомные
демократические методы, как «всенародное голосование» или социологический
«метод снежного кома». Очевидно, здесь не обойтись без экспертизы, без
национального совета, который будет решать простые вещи (я писал о них в проекте
«Библиоскоп»): весь гипертекст данной культуры
должен быть доступен для всех, но то, что входит в канон, должно быть доступно
бесплатно и в первую очередь – в школах и т.д. То есть нужна абсолютная,
бесплатная, эффективная доступность некоторых мультимедийных ресурсов в виде
текстов, фильмов, музыки, картин.

 

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ