5.5.2 Грайсов «миф о происхождении языка» :: vuzlib.su

5.5.2 Грайсов «миф о происхождении языка» :: vuzlib.su

45
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


5.5.2 Грайсов «миф о происхождении языка»

.

5.5.2 Грайсов «миф о происхождении
языка»

В интенционалистской философии языка Грайса
есть еще один компонент, который помещает его замысел редукции понятия значения
в более широкую перспективу.

Этот замысел редукции представляет собой
попытку концептуального сведения понятия языкового значения к понятию подразумевания
(и также, как мы видели, к понятию «обыкновения»). Компонент же,
который я имею в виду, можно рассматривать как попытку дать глобальную и во
многом, как признает сам Грайс, мифологическую картину генетического сведения
понятия языка и языкового значения к понятию подразумевания, а этого
последнего, в свою очередь, — к хорошо известному в англосаксонской философии
понятию «натурального знака»; — то есть мифологическую картину
происхождения языка и языкового значения из подразумевания, а этого последнего
— из поведенческих «натуральных знаков».

Это Грайсов «миф» интересен как сам
по себе, так и в особенности потому, что он проясняет мотивацию первого
Грайсова замысла концептуальной редукции: Концептуальная редукция должна быть
правдоподобной отчасти потому, что ее, возможно, подстилает соответствующее
историческое развитие.

Но почему миф? Потому что нарисовав свой
генезис языка, Грайс обращается к читателю со следующим замечанием:
Нарисованная картина «конечно, не мыслится мной как историческое или
генетическое объяснение развития коммуникации и языка; это — миф, одно из
предназначений которого — показать концептуальную связь между натуральным и
ненатуральным значением. Но как такую связь можно объяснить с помошью мифа? Это
вопрос, быть может, параллелен […] вопросу о том, как природу и действенность
политического обязательства (а возможно, даже и морального обязательства) можно
объяснить с помощью мифического общественного договора. Эта параллель,
возможно, и плодотворна и полезна, — и все же не грех поинтересоваться: Делает
ли она что-нибудь еще (и что именно), кроме как приводит нас от одной тайны к
другой? Но эту проблему мы оставим до другого раза.»

Итак, вот Грайсов «миф» о
происхождении языка.

Появление языка явилось результатом
многостадийного исторического развития и преобразования феномена
«натуральных знаков» в человеческом поведении в феномен
подразумевания (которое можно толковать как своего рода «ненатуральный
знак») и, наконец, в феномен конвенционального, общепринятого в данном
сообществе людей, стабильного значения определенных типов произнесений.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ