4.3. Культура как отношение человека к природе и её типы :: vuzlib.su

4.3. Культура как отношение человека к природе и её типы :: vuzlib.su

67
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


4.3. Культура как отношение человека к природе и её типы

.

4.3. Культура как отношение человека к природе и её типы

Следующее основание, по которому мы выделим тип культуры,
связано с отношением человека к природе. И здесь мы начнем с древнейшего,
исторически исходного, пункта и проследим его эволюцию, видоизменение вплоть до
современности.

Наиболее древним отношением человека к природе было
отношение присвоения. В данном случае мы говорим о материальном, объективно
существующем отношении. Нас пока не интересуют другие виды отношения человека к
природе — духовные, например, любопытство, восхищение, созерцание и др. Человек
изначально относился к окружающему его миру, как к своей собственности, которую
он присваивал в соответствии со своими потребностями, интересами, навыками,
умениями, ибо он сам был частью этого мира. В рамках культуры присвоения
выделяются три вида деятельности — охота, рыболовство, собирательство.
Рассмотрим особенности этой культуры. Охотник, чтобы прокормить себя, должен
иметь прежде всего территорию. Например, если он имеет свой участок площадью
100 кв. км, то есть 10 км на 10 км, то, собирая, присваивая, пользуясь,
потребляя, распоряжаясь, — организуя свою деятельность, он сможет существовать
изо дня в день в течение своей жизни. Но если он захочет привести в свой чум,
или вигвам, или иглу, или шалаш и т. д. жену, то он вынужден будет увеличить
свой участок в два раза, а появление детей заставит его ещё больше увеличить
свою территорию. Или он вынужден будет искать более богатый участок, или
воевать с соседом из-за границ охотничьих угодий. Таким образом, сама культура
присвоения способствует тому, чтобы человек очень быстро, разумеется, в
историческом времени, стал осваивать всё новые и новые территории, развиваясь
экстенсивно, вширь. И человек, появившись в одном месте, или на ограниченной
территории, быстро распространяется по Земле, осваивая всё новые и новые районы
— переплывая реки, а затем и моря, проходя через дремучие леса, горные проходы,
пустыни. Но, рано или поздно, эта культура исчерпает свои источники роста — более-менее
богатые территории будут освоены, более-менее «привлекательная»
экологическая масса в виде лесного зверья или рыбных богатств, полезных
растений войдет в поле его интересов. А потом — неизбежный кризис, который
заставляет человека перейти на более высокую культуру — производства. Культура
присвоения возникла вместе с культурой камня, по крайней мере, говорить о
появлении человека без производства орудий труда из камня — бессмысленно, но
вот просуществовала она меньше. Где-то в 11-10 тысячелетиях до н. э. человек
начинает переходить к производству.

В рамках культуры производства выделяются два вида
деятельности — земледелие и скотоводство. Эти виды культуры производства ещё
называют сельскохозяйственным или аграрным. Здесь основным объектом приложения сил
выступает производство продуктов питания с использованием земли и скота. Эти
культуры называют ещё и традиционными — поскольку формой передачи культуры от
поколения к поколению выступает традиция, при которой сын наследует
собственность отца — его землю, стадо, орудия труда, сам род занятий. Сын идёт
по стопам отца, дочь — по стопам матери. Поскольку орудия труда меняются очень
медленно (мы до сих пор пользуемся лопатой — изобретением древних
земледельцев), то и нормы отношений между людьми приобретали достаточно
устойчивую форму ритуала, обряда, традиции. Современная культура —
нетрадиционная. Чтобы ею овладеть, мы всё чаще пользуемся системой обучения и
воспитания, семейное воспитание — когда родители культивируют у своих детей
необходимые им навыки — потеснилось, дав простор для действия иных институтов —
дошкольных и школьных учреждений и вузов. Каждый здесь выбирает род занятий по
своим склонностям и пожеланиям.

Аграрное производство, или культура аграрного производства,
в качестве господствующей просуществовала вплоть до ХVIII века, когда
происходит промышленная революция. Утверждается индустриальная культура, или
культура индустриального общества. В рамках этой культуры производство
промышленных изделий, то есть машинное производство, механические технологии
начинают играть определяющую роль. От их успеха зависит успех аграрной
культуры: промышленность поставляет аграрному сектору удобрения,
электроэнергию, механизмы для обработки земли, транспорт и т. д. Как
взаимодействуют между собой эти различные по своим типам культуры?

Приход культуры аграрного производства не уничтожает
культуру присвоения. Культура присвоения продолжает существовать, выполняя
какие-то дополнительные функции во вторичных областях, всё в большей степени
завися от успехов аграрной культуры. Но и промышленная революция не уничтожает
аграрное производство, оно сохраняется, и, более того, его роль и значение
усиливаются — оно само превращается в вид индустриальной культуры — насыщаясь
новой техникой, современными технологиями, повышая свою энерговооруженность. Но
и индустриальная культура быстро исчерпывает свои возможности. К концу ХХ века
мир заговорил о «постиндустриальной культуре», о «технотронном
обществе», об «информационной цивилизации», о приближении
«третьей волны» и т. д. Мы стоим на пороге новой культуры. Какой она
будет? Ответить на этот вопрос и стремится такая наука, как футурология — наука
о будущем. Но, изучив определённые закономерности в развитии культуры, мы можем
сказать, что появление новой культуры, нового её типа, означает не полное
отрицание старой, но её преобразование, сохранение всего положительного, что
она может передать новым культурным формам.

Как мы видим, более простая культура, исторически более
древняя, входит в новую культуру в виде её компонентов, иногда остаётся в форме
части общества, меняя свою роль, функции, усложняя новую культуру. Новая
культура надстраивается над старой, возвышается над ней, образуя более высокую
культуру. Старая культура, предшествующая новой, представляет, по сравнению с новой,
более простую, исторически предшествующую стадию, а значит, более низкую
культуру. Конечно, мы далеки от того, чтобы считать всё новое — более
возвышенным, а старое — более низким. Но относительно некоторых компонентов
старой и новой культур это утверждение подходит. Исторически более
прогрессивные типы культур представляют и более высокие их формы, именно они
определяют и прогрессивный облик новых культур.

При разрушении культур, а это происходит в истории часто:
при войнах, социальных волнениях, экономических кризисах, как правило, первыми
отмирают исторически более развитые, новые, высокие культуры. Тогда
обнаруживается, что в их составе всегда присутствуют остатки старых типов
культур, которые и выходят на первый план, приобретают первенство. В условиях
регресса общества происходит и регресс культуры, так что на первом плане, в
качестве ведущих, утверждаются исторически примитивные культуры. Происходит не
возвышение культуры, а её «снижение». Более низкие культуры — это
«новые» культуры как «хорошо забытые старые».

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ