4.7. Культурология о многообразии типов культур :: vuzlib.su

4.7. Культурология о многообразии типов культур :: vuzlib.su

4
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


4.7. Культурология о многообразии типов культур

.

4.7. Культурология о многообразии типов культур

Мы можем выделить и иного рода типы культур, например, в
зависимости от отношения к религии: религиозная и нерелигиозная (светская)
культуры. Внутри религиозной культуры мы можем говорить о христианской и
исламской, буддистской культурах. Внутри христианской культуры можно выделить
католическую и православную культуры и т. д.

Интересные типы культур выделяет Маргарет Мид в своей работе
«Культура и мир детства» [4.4]. В частности, предлагается выделить
три основных типа культуры. Основанием для выделения служит характер отношений
между родителями и детьми. По сути, здесь речь идёт о преемственности культур
между разными поколениями людей. М. Мид пишет: «Разграничения, которые я
делаю между тремя типами культур — постфигуративной, где дети прежде всего
учатся у своих предшественников, кофигуративной, где дети и взрослые учатся у
сверстников, префигуративной, где взрослые учатся также у своих детей —
отражает время, в котором мы живем…»

Примитивные общества, маленькие религиозные или
идеологические анклавы главным образом, считает М. Мид, постфигуративны,
основывая свою власть на прошлом. Для этих культур характерно восприятие
ребенка как объекта воздействия. Здесь игнорируется личность подрастающего
человека, его право быть самостоятельным участником диалога.

Великие цивилизации, по необходимости разработавшие
процедуры внедрения новшеств, обращаются к каким-то формам кофигуративного
обучения у сверстников, товарищей по играм, у своих коллег по учёбе и труду,
указывает М. Мид. И действительно, рассмотрение всех участников диалога
культурной преемственности как субъектов отражает более высокую ступень
развития, но и это — прошедшая стадия. Теперь же мы вступаем в период, новый
для истории, когда молодёжь с её префигуративным схватыванием ещё неизвестного
будущего наделяется новыми правами, — утверждает М. Мид.

В коллективном труде американских авторов
«Сотрудничество и соперничество среди примитивных народов» выделяются
три типа культуры:

1) сотрудничающие;

2) соперничающие;

3) индивидуалистические (культура эскимосов).

В «культурах сотрудничества» мы имеем дело с
замкнутыми группами, в рамках которых (например, у индейцев зуни) позиция
человека определена и гарантирует ему безопасность. Положение человека не
зависит здесь от его инициативы и личных притязаний.

В «культурах соперничества» человек не чувствует
себя в безопасности, пока не убедится в своём превосходстве.

В «культурах индивидуалистических» присутствует
такое поведение, при помощи которого человек стремится к поставленной цели, не
принимая во внимание других.

Во введении в этой книге её редактор М. Мид отмечает, что
соперничество не обязательно носит конфликтный характер; сотрудничество не
обязательно предполагает солидарность. Межгрупповое соперничество может
сочетаться с сотрудничеством внутри группы. Соперничество, понимаемое как
соревнование, следует отличать от соперничества, понимаемого как конкуренция. В
первом главное — достижение цели, а отношение к соперникам — вопрос
второстепенный. Во втором случае, напротив, главное — победить соперника, а
достижение цели — менее важно. Подобное различие проводится между
сотрудничеством-кооперацией и сотрудничеством-взаимопомощью. В первом случае,
упор делается на цели, которой желают достичь совместными усилиями, во втором —
на межчеловеческих отношениях.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ