14.1. Особенности возникновения культуры Киевской Руси :: vuzlib.su

14.1. Особенности возникновения культуры Киевской Руси :: vuzlib.su

44
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


14.1. Особенности возникновения культуры Киевской Руси

.

14.1. Особенности возникновения культуры Киевской Руси

В истории российской культуры допетровской эпохи обычно
выделяют несколько периодов, определяемых по уровню развития
государственно-религиозных институтов, особенностям исторического процесса,
доминантным ценностям:

Культура домонгольской Руси (IX-XII вв.), её же можно
назвать «Киевской Русью».

Культура времён ордынского нашествия и ига (XIII-XIV вв.).

Культура постордынского периода или культура Московской Руси
(XV-XVII вв.).

В эти периоды наиболее значительными, поворотными, этапами в
культурном развитии были X, XII-XIII и XVI-XVII вв. Этим периодам
предшествовали сложные годы политической и культурной консолидации. На смену
Черняховской культуре, «Русколани» «Велесовой книги»,
постепенно приходит культура киевских полян. Становление, возвышение нового
культурного центра — Киева — осуществляется в сложной исторической ситуации.

Сперва готы (350-371), а потом гунны (371-375) подорвали
могущество Черняховской культуры. Раскопки показывают следы её жестокого
разгрома. Какие-то остатки культуры сохраняются только в лесах. Но постепенно
могущество славянских племён восстанавливается: Русь, сохранив силы свои и,
«гуннов отразивши, сотворила Край Антов и Скуфь Киевскую».
Образование Киевской Руси и Антии устрашило готов, и они ушли «вон к
своему краю», как повествуется об этих временах в «Велесовой
книге».

Именно к концу IV века относится строительство основной
части Змиевых валов, располагающихся на юге Киевской области. Антия, по
свидетельству Иордана, располагалась «близ лукоморья Понта от Днестра до
Днепра» (анты — это «венды», «вантит», то есть
вятичи). В 395-397 гг. готы во главе с внуком Германариха Амалом Винитаром напали
на антов, одолели их. Князь Бус с сыновьями и 70 старейшин были распяты. Это
отразилось и в «Слове о полку Игореве» как «время Бусово»,
и в «Велесовой книге» (8. 10. 27). Но Антия устояла.

В IV-V вв., в период готско-гуннских войн, вызывавших
интенсивные переселения, у славян наблюдается упадок культуры. В этот период
возникают «городища временного типа», а вместо прочных домов, о
которых упоминал ещё Тацит, появляются землянки. В результате частых перемен
места жительства и освоения новых пространств славяне перешли от прежней переложной
системы земледелия на подсечную, когда участок леса выжигался, в течение
двух-трёх лет давал высокий урожай, а потом его забрасывали и осваивали новый.
При такой системе строить капитальные дома и города было нецелесообразно,
поскольку удобнее было время от времени переносить селение ближе к
обрабатываемым полям [14.1, с. 306].

К VI в. кризис был преодолён. У славян вновь начинают
появляться добротные дома, совершенствуются ремесла. Иоанн Эфесский писал о
славянах этого периода: «Они стали богаты, имеют много золота, серебра,
табуны лошадей и оружие и научились вести войны лучше самих римлян». Антия
установила тесные связи с Византией. Многие из антов достигли в империи высоких
чинов. Так, ант Доброгаст стал командующим черноморской эскадры греков. Интенсивно
развивались ремесла, строились города. Успешно отражались набеги остатков
племён периода готско-гуннского нашествия. В частности, анты вели успешные
войны с лангобардами и кутургурами.

Лангобарды (длиннобородые) были последним осколком Великого
переселения IV в., вплоть до VI в. они ещё не нашли себе места для постоянного
проживания. Авторы Средневековья считали их самыми «дикими» из
германцев. Вид у них и вправду был устрашающим. Они не стригли ни бород, ни
усов, ни бакенбардов, из-за чего лицо было покрыто сплошной косматой массой. И
вдобавок перед боем они красили себе физиономию в зелёный цвет. И, тем не
менее, чаще терпели поражения, из-за чего и продолжали скитаться.

«Велесова книга» так описывает столкновение с
лангобардами, которые по пути от Эльбы до Паннонии и Италии проходили страну
Антаиб (хроника лангобардов): «Ибо мы — Дажьбоговы внуки, и не смеем
забывать славу нашу… А за века до того были мы антами после Русколани, а в
древности были русами и пребываем сейчас… И та Волынь — первейших родов
место, и тогда осерчали воины, и анты Мезенмира одержали победу над готами,
разогнав их на обе стороны. А после них потекли гунны, крови славян жаждущие, и
готы побратались с гуннами, и с ними на отцов наших напали, и были разбиты и
унижены». Готы — это лангобарды, а гунны этого периода — кутургуры [14.1,
с. 319].

К этому времени появляется новая опасность — на Алтае
складывается новый этнос, тюрки. Сокрушив в 552 г. жужаней, тюрки устремились к Жёлтому морю на востоке, а часть их ушла на запад. Здесь они
столкнулись с осёдлыми народами — вар и хиони (хионцты). Они не были
монголоидами — они происходили от сакского (скифского) племени Хиаона, то есть
были европеоидами (голубоглазыми блондинами). Тюрки их разгромили. Но
покориться они завоевателям не захотели, и сами устремились на запад, взяв имя
— авары («обры»). Они разбили антов, убили их князя Мезенмира,
нарушив при этом нормы дипломатии. «И так сине море отошло от Руси».
В 560-565 гг. авары окончательно разгромили Антию. «Обры» мучили
антов. Летопись описывает, как авары запрягали славянских женщин в повозки и
ездили на них, заставляли славянских воинов воевать с греками.

Естественно в этих условиях было искать союзников. И славяне
нашли их в лице савиров (или сабаров). Они пришли в первой половине VI в. из-за
Волги, изгнанные с мест проживания аварами. Прежде они обитали на границе
сибирской тайги и степи — как раз они-то и дали этому краю название
«Сибирь». Л. Н. Гумилёв считал их этносом самодийского происхождения.
Но «Велесова книга» даёт другую версию. В ней говорится, что Сева и
Рус — братья, сыновья Богумира, причём Сева — старший брат. Таким образом,
предполагается киммерийское происхождение савиров, родственное доскифскому
населению Причерноморья. Савиры — не кто иные, как предки северян. Хотя в VI в.
они ещё не были славянами и разговаривали на другом языке. «Велесова
книга» (IX в.) ещё различает русов и северян, а Нестор (XI-XII вв.) русов
уже не выделяет, так как они входили в состав северян.

Археологи подтверждают, что вплоть до VIII-X вв. область
обитания северян не была чисто славянской, в ней жили пришельцы с востока,
постепенно славянизирующиеся. Поскольку «север» поселился на
территории русов, то и земля эта стала называться «Русью»,
«Северской Русью» с центром в Чернигове. Именно Чернигов был центром
культуры славян, а не Киев и Новгород. К VI — началу VII вв. в районе Ладоги и
Нарвы уже жили славяне (в одном из поселений обнаружена монета 617 г.).

Из всех восточнославянских племён кремация была характерна
только для славян, соседних с ними кривичей и жителей земли северян — бывшей
территории Русколани. А все остальные — поляне, древляне, волыняне, радимичи,
вятичи — своих покойных хоронили в земле [14.1, с. 288].

К концу VI в. (в 570 г.) с востока надвигается новая опасность — появились знамёна с «золотой волчьей головой» — знаки тюрков,
преследующих аваров — «своих рабов». В Прикаспии они вбирают в себя
хазар — народ европеоидного происхождения, ведут успешные войны с Византией, с
аварами. В этот период часть славянских племён переселяется на границы Византии
(610-620), образовав ветвь южных славян. Имя анты — исчезает со страниц
истории. В Македонии и на Пелопоннесе появились поляне, смольняне, кривичи,
древляне — осколки Антии. А часть антов ушла на север, в лесную зону. Они занимали
долины рек, занимаясь земледелием. Но не водоразделы, как финские племена:
мордва, черемисы, чудь — «лесные племена».

В VII в. на всём протяжении Европы и Азии бушевали войны.
Сложились две коалиции — Аварский каганат, Персия и Восточный Тюркский каганат,
с одной стороны, и Византия, Западный Тюркский каганат, Китай — с другой. Война
началась в 626 г. В неё оказались втянуты и мелкие племена, княжества. После 630 г. авары исчезают. Но в результате этой «мировой войны» образовалось новое государство
— Хазарский каганат. Постепенно он усиливается, подчиняя своему влиянию и Киев
полян, и земли русов (северов). Дальнейшему их возвышению препятствуют арабы
(VIII в.) вторгшиеся на земли Закавказья. В IX в. война хазар с арабами
уступила место торговле. Арабские купцы, проникая на север, отмечают три
сильных славянских государства: Куяба (то есть Киев), Арсания (то есть земли
северов-русов), и Славия (прибалтийская земля вендов — новгородских славян).

Персидская рукопись IX в. рассказывает о Киеве полян
«Одна часть их — рыцарство. Жрецы пользуются у них уважением. Они ежегодно
платят правительству девятую часть своих доходов и торговой прибыли. Город
Куяба — пребывание царя. Там выделывают разнообразные меха и ценные
мечи…».

В северской земле происходит возвышение Чернигова, который
основал князь Чёрный, похороненный в погребении Чёрная могила, раскопанном
впоследствии археологами. Своё государственное образование было у новгородских
славян, а также у вятичей, древлян и др.

Ибрахим ибн Якуб свидетельствует: «Славяне строят
большую часть своих городов таким образом: они направляются к лугам,
изобилующим водой и зарослями, и намечают там круглое или четырёхугольное
пространство, в зависимости от величины и формы, которую желают придать городу.
Затем они выкапывают вокруг ров и выкопанную землю сваливают в вал, укрепивши
его досками и сваями, наподобие шанцев, пока вал не дойдёт до желаемой высоты.
Тогда отмеряются в нём ворота, с какой стороны им угодно, а к воротам можно
подойти по деревянному мосту». Улицы городов часто оборудовались
деревянными мостовыми, как это было в Новгороде.

Адам Бременский называет прибалтийский Волин (Ваннета)
«самым большим из всех городов Европы». Славились Ретра, Микелин,
Аркона, Прага — город, выстроенный из камня и извести, который «есть
величайший из городов торговлей» (ибн Якуб). У восточных славян были
известны города Киев, Ладога, Старая Русса, Смоленск, Любеч, Чернигов, Изборск,
Искоростень и др.

Уже с VII-VIII вв. прежнее подсечное земледелие повсюду
заменилось трёхпольем. При вспашке применялась соха со стальным наконечником.
Ибн Якуб земли славян называет «наиболее богатыми продуктами
питания», и что славяне «намного превосходят все северные
народы». Многие отмечают «чистые и нарядные избы славян», пишут,
что их «постройки отличались красотой».

На Северщине, то есть на Черниговщине, обнаружены наиболее
совершенные по исполнению предметы древнерусского искусства в дохристианском
стиле. На землях северян обнаружена «Велесова книга», северянином был
легендарный Боян, «Велесов внуче», «соловей старого
времени»; на Северщине создавалось «Слово о полку Игореве»,
рязанский монах Софоний, создавший «Задонщину», был брянским
боярином, то есть северянином по происхождению. По подсчётам Владимира Чивилихина,
в Северной земле было больше городов, чем во всех других русских княжествах.

Высокой культуры достигли вятичи. Известны такие вятичские
города, как Девягорск, Дедославль, Домогощ, Карачев, Козельск, Коломна,
Колтеск, Кремы, Любыньск, Москва, Трубеч и др.

К этому времени политические и культурные различия между
славянскими племенами ещё сохранялись. Археологами была составлена карта
находок украшений различного типа, главным образом, височных колец —
непременных украшений славянских женщин. Она была сопоставлена с картой
расселения славянских племён и полностью совпала: находки колец определённого
типа не пересекают границы земель соответствующего племени. Так, для вятичей
были характерны кольца с семью висящими лепестками.

Остаются и междоусобицы племён — каждый племенной союз
претендовал на первенство. Лишь политическое объединение вокруг Киева позволило
сложиться русскому этносу. Поляне последний раз упоминаются в летописях в 944 г., дреговичи в 1199 г., радимичи в 1199 г., северяне в 1183 г., вятичи в 1197 г. Названия всех этих этносов вытесняются терминами «русские», «русичи»,
которые применяются к населению Киевской Руси. На место былых племенных
названий — поляне, словене (новгородские), древляне, радимичи, северяне,
дреговичи, кривичи, вятичи, включая и угро-финские этносы — чудь, мери, весь,
приходит одно самоназвание — «русские».

Сложилось единое, централизованное государство — Киевская
Русь.

Инициатором объединения выступили новгородские словене. В IX
в. вокруг Новгорода сложилась коалиция племён, куда входили как славянские, так
и угро-финские племена: славяне, кривичи, русь, чудь, весь, дреговичи
(Иоакимовская летопись), противостоящая варягам, «находникам».

В VIII в. на севере Европы закончился раздел земли. Теперь
земельный надел наследовал старший сын (майорат), младшим ничего не оставалось
делать, как идти в «вик» — военное поселение, лагерь. Сложилось
движение викингов — «детей вика». Они искали удачи на путях войны,
разбоя. Им противостояли хевдинги — соотечественники, оставшиеся на земле. В
Византии выходцы с Балтики, служившие наёмниками у греческих императоров,
назывались «вэрингами», или «ворингами», — «принёсшими
клятву», то есть они были профессиональными воинами, связанными присягой с
предводителем. Отсюда произошло слово «варяг». В Европе их называли
«норманнами» — «людьми севера». На Руси норманнами называли
не всех варягов, а лишь норвежцев. Таким образом, слова «варяг»,
«викинг», «норманн» выражают род занятий — это свободные
воины, занимающиеся разбоем, грабежом, наёмники, — а не этническую
принадлежность. Варягов издавна привлекали земли Новгорода, потому что по ним
проходил путь из «варяг в греки», что позволяло достичь Византии
быстрее и легче, чем морским путем вокруг Европы. Варяги обложили данью
северные земли Руси, что вызывало яростное сопротивление, их неоднократно
изгоняли, но они приходили вновь. В середине VIII в. пресёкся род Новгородского
князя Гостомысла и новгородцы призвали на княжение его внука по дочерней линии,
сына князя рарогов, входивших в союз бодричей западных славян, Рюрика. Рюрик к
тому времени стал известным викингом, ходившим в набеги на Испанию, Англию,
доходившим до Африки. В 862 г. он принял предложение и со своим родом и
дружиной прибыл в Новгород. Его женой была Ефанда из рода норвежских королей, а
её брат, Олег, стал опекуном наследника Игоря и получил прозвище Вещий. Рюрик
начинает подчинять города своему правлению, он повёл активную борьбу с
хазарами. Рюрик принёс на Русь и обычаи, характерные для западных славян и
викингов. В частности, от варягов пошёл ритуал человеческих жертвоприношений,
захоронение кремацией в ладье.

Рюрик предпринимает энергичные меры для освобождения от
варяжского засилия Киева и подчинения его себе, но не успевает этого сделать,
умерев в Новгороде в 879 г. Задачу объединения русских земель решает князь
Игорь. В 882 г. его энергичный сановник Олег захватывает Киев и освобождает от
хазарского подчинения земли северян, уличей и тиверцев, предпринимает поход в
Константинополь. Киев стал политическим центром объединённых славянских племён
Восточной Европы.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ