3. Необходимость учета в кратологии эволюции и состояния разных форм, типов и видов...

3. Необходимость учета в кратологии эволюции и состояния разных форм, типов и видов власти :: vuzlib.su

116
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


3. Необходимость учета в кратологии эволюции и состояния разных форм,
типов и видов власти

.

3. Необходимость учета в кратологии
эволюции и состояния разных форм, типов и видов власти

Любая власть, и особенно власть
государственная, не остается неиз­менной и не пребывает в одной лишь стадии
расцвета. Она представля­ет собой развивающееся, меняющееся явление. Поэтому
важно видеть власть в ее динамике, в ее движении от истоков до эпилога, уметь
срав­нивать ее этапы, циклы, состояния. Это и позволяет ставить вопрос о
кратогенезе властей и властных структур, их эволюции. Кратогенез — это
индивидуальное развитие конкретного вида, типа власти, охватыва­ющее все ее
изменения начиная с момента возникновения (формирова­ния, образования) и до
окончания существования (естественного конца или разгрома, краха).

В условиях обилия властей различных
типов, видов и разновид­ностей данный анализ носит преимущественно
методологический ха­рактер. Он призван в любой области кратологии показывать
власть как процесс, в ее эволюции, раскрывать модификации конкретной власти,
охарактеризовывать жизненный цикл и состояния данной власти. Поэтому здесь
основное внимание будет уделено категори­альному аппарату, умелое владение
которым открывает возможно­сти для непредвзятой сравнительной оценки властных
реалий, влия­ния и перспектив той или иной власти, прогнозирования ее грядущих
судеб, предвидения вероятного будущего самих обладателей власти и учета влияния
этих лиц, событий и перемен на судьбы народов и го­сударств.

Эволюция власти — это процесс
постепенного непрерывного раз­вития власти, накопления потребности в ее
изменениях и их осуществ­ления, процесс спокойного (или лихорадочного)
приведения структур власти и содержания ее деятельности в соответствие с
меняющейся дей­ствительностью. Сама по себе эволюция власти не предполагает ни
ко­ренных поворотов в судьбах власти, ни ее крупных преобразований, ни ее
ликвидации. Однако этого могут потребовать новая обстановка, ка­чественные
изменения в самом обществе, которое в таком случае не ос­танавливается не
только перед радикальным реформированием власти, но и перед ее сменой.

Именно демократические механизмы
выборности, обновляемости, сменяемости властей, выработанные опытом человечества,
являются гарантией против грубых революционных потрясений и катаклизмов в
общественно-политической жизни. Крайне необходимо, чтобы такие механизмы
работали четко и безотказно. Но происходит это весьма сложно, трудно и с
нередкими сбоями. Сказываются и частая неопыт­ность, и амбициозная
самоуверенность претендентов на власть, а глав­ное — масса столкновений,
жестоких схваток, беспощадных расчетов на этом многовековом поле брани. Все это
надо видеть и учитывать, де­лать из этого выводы, извлекать уроки.

Характеризуя более или менее
продолжительные отрезки времени существования той или иной власти, ее эволюции,
можно говорить об эпохе, эре, истории, а также о фазах, стадиях, ступенях
развития власти. В истории власти и в сравнительной кратологии могут
применяться раз­ные подходы и основания при выделении и характеристике
конкретных эпох, стадий и ступеней эволюции власти. Чаще всего они связаны с
конкретными властвующими лицами, их целями, расчетами, програм­мами,
устремлениями, с ходом реализации их курсов, установок.

На процесс эволюции власти кладет
неизгладимый отпечаток пре­жде всего сам динамизм власти, ее активность,
инициатива, предприим­чивость, настойчивость, диктуемые множеством мотивов, или
же, на­против, адинамизм, пассивность, бестолковость, всегда вызывающие
скольжение вниз, к упадку. Богатая на факты история полна имен и примеров таких
лиц, павших, не справившихся с властью, но они и за­бываются быстрее других.

Такова по сути трансформация власти
— ключевые превращения в структуре, системе, содержании и даже сущности. В
последнем случае это уже переход от старой власти к новой.

Любители громких слов и радикальных
потрясений часто говорят о эволюциях. Но Россия, как справедливо отмечается,
свою норму по эволюциям выполнила, вверх дном жизнь соотечественников переверну­ла
уже не единожды. Гораздо предпочтительнее поэтому эволюционная преемственность
власти — переход власти из одних рук в другие по ме­ре необходимости, в порядке
преемства, в определенной последователь­ности, с определенной процедурой;
передача власти от предшественни­ков к преемникам (единомышленникам,
наследникам).

в’ К разновидности эволюции можно
отнести и модернизацию власти В|- обновление, совершенствование власти, ее
структур и механизмов, Превращение их в более современные, отвечающие новым
требовани­ям, запросам, технико-технологическим и информационным возможно­стям.
Здесь для России много нового открывают политический марке­тинг, менеджеризм,
компьютеризация, информатика.

Сказанное, конечно, не исчерпывает
эволюционных вариаций, за­служивающих специального анализа и сравнений. Назовем
еще некото­рые.

Мутации власти — те или иные
изменения, возникающие и закреп­ляющиеся в организации власти в разных странах
при одном типе (виде) власти. Они формируют исторически индивидуальный,
по-своему неповторимый облик власти и властителей, обогащают их элементами
Новизны.

Болезни власти — образное осмысление
патологических процессов в механизмах функционирования власти; расстройство дел
в регионе или государстве, нарушение нормального хода общественных процессов,
потеря необходимой управляемости. Затяжные хронические болез­ни власти ставят
под вопрос существование данной дефектной системы, структуры власти и, в
частности, целесообразность нахождения у вла­сти тех или иных лиц и партий. В
роли «лекаря», судьи все чаще высту­пают граждане, как правило,
объединенные в определенные партии, со­юзы, организации.

Деградация власти — постепенное
ухудшение деятельности и поло­жения власти, снижение ее результатов, утрата
положительных ка­честв. ,

Деформации власти — негативные
изменения в системе, структуре, механизмах власти, полномочиях властных
органов.

Чаще всего они проявляются в
дестабилизации власти — процессах и результатах происходящего разрушения
существующей власти. Их можно оценивать в целом как дестабилизацию политической
жизни. В более широком историческом контексте — это процесс, вызванный
кризисом, банкротством, распадом властных структур, безвластием, ве­дущим к
разрушению экономики, противоречивым и конфликтным яв­лениям во всех сферах
жизни общества, к игнорированию конституции и других законов, а также указов и
постановлений государственной вла­сти. Такого рода дестабилизация крайне
негативно отражается на сило­вых структурах, на состоянии армии, органов
государственной безопас­ности и внутренних дел, суда и прокуратуры, а также
традиционных по­литических институтов.

Жизненные интересы страны, коренные
потребности ее развития требуют преодоления дестабилизации власти, преодоления
безвластия, снижения уровня политической и социальной напряженности, разреше­ния
основных конфликтов между различными политическими силами, обеспечения тесного
взаимодействия законодательной, исполнитель­ной и судебной властей, а также
центра и мест и главное — достижения взаимопонимания властей и населения.
Углубляющаяся дестабилизация ведет к негативным качественным изменениям власти,
ее перерожде­нию, дегенерации, утрате ею прежнего облика, ценных свойств, ее вы­рождению
и краху.

Фаза власти — момент, определенная
ступень, стадия в развитии власти, в ее эволюции, подъеме или на стадии упадка.
Фаза власти ис­следуется или оценивается в интересах всестороннего осмысления
дина­мики власти, ее сильных и слабых сторон, в целях стабилизации и укре­пления
власти, а с позиций оппозиционных сил — в целях ее ослабле­ния, устранения и
собственного вхождения во власть.

Стадия власти — один из периодов в
процессе развития (эволюции) власти, имеющий ряд отличительных черт и признаков
(например, подъем, расцвет или упадок власти).

Ступень власти — образное осмысление
силы и проявлений власти:

1) место данной власти, ее органов в
общей структуре, занимаемый ею властный «этаж»; 2) этап в развитии
власти; 3) степень, уровень власти и возможностей ее проявлений в общей системе
власти.

Богатая политическая лексика,
кратологический словарь и прежде всего красочный язык публицистики рождают хотя
и не строго науч­ные, но выразительные образы, понятия. В их числе «сто
дней» — на­чальный отрезок властной деятельности президентов в США и ряде
других стран или иных лиц, по которому уже делаются более или менее
обоснованные выводы о начале чьего-либо правления и даются прогно­зы. Россия, в
свою очередь, в связи с властной практикой знавала и пятилетки, и семилетки, и
другие периоды, отрезки времени. Если их свя­зывают с какой-либо перспективой,
то обычно замахиваются на сроки более длительные. Дело в том, что в таком
случае или все забудется, или проверять уже будет некому, или спросить будет не
с кого. Так бы­ло, например, с перспективой построения в СССР основ
коммунистиче­ского общества в 1960—1980 годах.

<• Эпилог власти — эволюционный (или революционный) финал, вен­чающий ход событий, последняя часть, заключительный акт, развязка драмы конкретной власти. Такого рода эпилог может охватывать спо­койный (мирный) переход власти в другие руки, к другим силам в циви­лизованных демократических условиях, а может и разворачиваться в обстановке ожесточенного противоборства. Он требует знания методи­ки сравнительной кратологии и внимательного учета расстановки сил, здравой оценки их возможностей, последствий различных форм проти­востояния и борьбы, осмысления и использования исторического опы­та, принятия в расчет конкретной международной обстановки.

С эволюцией, динамикой власти
связаны многие явления, о кото­рых надо знать.

Виды на власть — это расчеты на
приход к власти, на ее использо­вание и преобразования, обычно характерные для
сил, организаций, на­ходящихся в оппозиции или даже в теневых структурах в
рамках уже пришедшей к власти организации (партии). Такие виды на власть неред­ко
объявляются, провозглашаются в заявлениях, платформах, програм­мах, декларациях
и т. д.

Тесно связаны с этим притязания на
власть: стремление получить власть (прийти к власти), предъявление своих прав
на власть; стремле­ние добиться своего влияния, авторитета, власти без
достаточных осно­ваний на такое признание.

Практику реализации этих притязаний
именуют борьбой за власть. Это напряженная, конфликтная степень противостояния
и противодей­ствия социальных сил и организаций в вопросах отношения к власти,
понимания ее роли, призвания, задач и возможностей. Эта борьба пре­следует
взаимоисключающие цели обладания властью и ее использова­ния в своих интересах
каждой из противоборствующих сторон. Она мо­жет вестись в различных масштабах
(международных, внутригосударст­венных, в рамках регионов, объединений,
учреждений и т. п.) и с применением разнообразных средств, методов, с
привлечением тех или иных союзников. Последствия борьбы за власть по большей
части яв­ляются разрушительными, ведущими к ухудшению социально-экономи­ческого
положения страны и жизни ее граждан.

Разумеется, лучший способ выхода из
противостояния — поиск компромиссов, согласия, путей примирения, переход к
взаимным уступ­кам и прекращение противоборства. Но на практике очень часто
быва­ет иначе. Борьба разрешается или отстаиванием существующей власти, или
выходом на авансцену политики и власти новых лиц, сил, движений, наций,
классов, сословий и даже государств.

Приход к власти — достижение власти
(овладение ею) в результате каких-либо заявлений, решений, выборов, действий.
Он завершается процедурой официального объявления и оформления этого факта.

За период своего реального
существования власть проходит после­довательную череду периодов, этапов,
состояний.

Состояние власти — положение, в
котором находится власть (власти) в ходе своего развития. Состояния власти, ее
этапы могут оцениваться по разным основаниям: по силе воздействия, могуществу,
опыту, длительности существования и т. д. Наиболее характерные состояния:

возникновение, подъем, расцвет,
застой, нисхождение, упадок, крах, возрождение. Для самой власти наиболее
значимо состояние наивысше­го влияния, опирающегося на накопленный опыт,
понимание людей и их поддержку.

В рамках названных состояний
возможна детализация явлений и со­ответствующих понятий. Перечислим характерные
из них: формирова­ние, образование, восхождение, закрепление, упрочение,
консолидация, стабилизация власти, а также кризис, загнивание, распад, разлом,
паде­ние власти и т. д. Эти ступени показывают активность и направленность действий
людей, личностей, вождей, масс, партий, сил, движений, коро­че говоря, самого
человека — субъекта и объекта и власти, и истории, творца или разрушителя.

Конкретным стадиям, состояниям
власти соответствуют и ее опре­деленные качественные и количественные
характеристики.

На стадии расцвета власть выступает
как законная, твердая, надеж­ная, умная, сильная, эффективная, справедливая,
устойчивая, уверен­ная, повелевающая, организующая, управляющая, воспитующая,
тор­жествующая, контролирующая, уважаемая, а если надо, то и негодую­щая,
строгая, взыскательная, словом — активно действующая.

На стадии упадка это власть
стареющая, дряхлеющая, хилая, сла­бая, ленивая, безынициативная, ненадежная,
удручающая, нередко про­клинаемая, как правило, уже и битая, и глупая, и
мнимая, уходящая в не­бытие.

На стадии перерождения, извращения —
власть напуганная, трусли­вая, лживая, позорная, ненужная, а в чем-то и
преступная.

На стадии краха — власть, чуждая
людям, ненавидимая и ненавидя­щая, падшая, упущенная и утраченная.

Такого рода конкретным состояниям,
стадиям власти соответству­ют или, по крайней мере, должны соответствовать ее
цели и задачи, ме­тоды и средства. Сюда же относится и необходимость
объективного предметного рассмотрения в каждом случае устоев власти, ее источни­ков,
сил поддержки, союзников и противников.

При исследовании состояний и
проявлений власти на разных стади­ях ее жизненного цикла приходится принимать в
расчет большое число показателей и характеристик и соответствующий круг
терминов и кате­горий. Несмотря на их обилие, их обзорная оценка в рамках
кратологии становится необходимым условием систематизации и углубления пред­ставлений
о сфере теории и практики власти.

Определяющим условием при этом
является жизнеобеспечение власти, т. е. система мер и средств, обеспечивающих
сохранение и функ­ционирование данной власти, ее укрепление, защиту,
совершенствова­ние механизмов и приемов властной деятельности, а в современных
ус­ловиях ее дальнейшую демократизацию и становление правового госу­дарства.

Сохранение власти — совокупность
шагов, мер, акций, выражаю­щих стремление обеспечить безопасность данной
власти, сберечь, оста­вить в силе приобретенное влияние, не дать ему исчезнуть,
наращивать его, а также не допустить упразднения и самих органов, структур,
пози­ций власти, исключить возможность таких посягательств на власть.

Укрепление, усиление власти —
процесс и результат продуманной деятельности или стечения обстоятельств,
делающих данную власть сильнее, повышающих ее влияние, возможности, потенциал,
устойчи­вость, авторитет. Что касается самих властей, для них крайне важно не
переоценивать эти результаты, не зазнаваться, не терять осмотритель­ности и в
благоприятных условиях. Действовать лучше всего по знаме­нитой пословице:
«Надейся на лучшее, рассчитывай на худшее».

В жизненном цикле власти как
общественного явления правомерно выделять и такие явления, как

— передел власти — разделение
власти, определение ее задач, функций заново, на новых принципах и основаниях;

— перераспределение власти —
распределение полномочий, функ­ций, прав, обязанностей во властных структурах
по-новому, с учетом коренных, радикальных перемен в системе, содержании власти,
в рас­становке властных лиц;

— передача власти — нормально
организованное с соблюдением ус­тановленных (конституционных) процедур вручение
власти вновь из­бранному, назначенному лицу с участием его предшественника или
без него.

В конечном счете все это и есть
обновление власти: 1) замена чего-либо устаревшего в устройстве власти, ее
функциях, целях, обязанно­стях, правах; 2) придание нового вида действующей
власти, вплоть до переименования названий, структур, должностных лиц; 3)
радикальное изменение всей власти, создание новой власти, существенно отличаю­щейся
от старой.

Именно в таком концентрированном
виде можно охарактеризовать весь этот существенный вопрос эволюции, движения и
изменений вла­сти, проблему кратогенеза, открывающего нам глаза на
последователь­ные ступени, стадии, периоды, эпохи властного процесса; на
модифика­ции власти, состояния власти, конкретные жизненные циклы конкрет­ной
власти, конкретного государства, на необходимость их изучения, сопоставления,
сравнения, внесения изменений.

Рассмотрение этих проблем носит в
данной книге в значительной мере методологический характер, порой даже
формально-логический, что не позволяет углубляться в детали, в исторические
подробности и характеристики. Но такой анализ выполняет основную роль — несет
информацию о многогранных и многочисленных жизненных проявле­ниях и перипетиях
власти. ,

Такова общая картина эволюции
власти. Ее, разумеется, надо по­полнять и углублять представлениями о различных
модификациях, со­стояниях власти, ее жизненном цикле. Тем более что это не
просто аб­страктные, нормативные представления; от них зависит понимание ме­ханизмов
власти, их роли, возможностей, эффективности на разных ступенях и уровнях
власти и в разные периоды ее существования.

Анализируя процессы эволюции власти,
правомерно и с точки зрения теории, и с точки зрения практики ставить вопрос о
тех со­стояниях, через которые проходит власть. Массив представлений и
накопленных здесь знаний настолько объемен, что даже их система­тизация, их
наименования, принципы их классификации в разных Учениях и у разных ученых
оказываются и поучительными, и отлич­ными друг от друга.

 Нам кажется предпочтительным
сравнительный обзор модифика­ции власти. Модификации власти — это видоизменения
той или иной конкретной власти, ее ступеней, наличие вариантов, моделей,
различающихся между собой существенными особенностями в форме, функциях,
структуре, объемах властных полномочий и т. п., но сохраняющих в главном
исходный тип или вид власти.

Правласть — древняя, изначальная
власть, прообраз существую­щей или уже ушедшей из жизни власти. Именно здесь
истоки властеведения, необходимого для полноты понимания власти вообще и
конкрет­ных типов, родов, видов власти. В этом отношении весьма поучительна
обширная литература, дающая картину истории государства и права*.

Протовласть — первоначальное
властное формирование, прообраз данной власти, ее основ, признаков, функций, ее
системы, структуры, механизмов. В случае удачи ей предстоит развернуться,
вырасти в мощ­ную структуру, для чего нужны и материальные, и идейные предпосыл­ки
— силовые образования и совокупность определенных взглядов.

Предвласть — состояние кануна
непосредственного возникновения новой власти, когда уже зашаталась существующая
власть, вырисовы­ваются контуры возможной новой, иной системы управления,
однако в руках потенциальных властителей пока еще нет самого главного —
властных рычагов.

Здесь следует воспользоваться более
или менее распространенны­ми понятиями, характеризующими власть по ее уровням,
объемам. Но предварим это ссылкой на исследователей данной проблемы.

И. И. Кравченко отмечает:
«Отношением, которое может быть положено в основу типологии политической
власти, служит отноше­ние между субъектами власти разных уровней и обществом, в
кото­ром тоже выделяются разные уровни. Ряд важных элементов такой типологии
намечен современной политической философией и обще­ственной наукой. В научный
обиход экономических, политических, многих естественных наук вошли понятия
микро- и макропроцессов. Появился термин мезоуровня — среднего или
промежуточного. Представляется возможным выделить четыре уровня политической
власти с присущими им масштабами, объемом прерогатив, средства­ми, характером и
свойствами субъектов власти, ее объектами и от­ношениями между ними:
макроуровень (центральные институты вла­сти), мезоуровень (органы и аппараты
власти, подчиненные полити­ческие институты), микроуровень (внесенные в
общество, культуру малые группы, политические воздействия и отношения между
ними, низший и всеохватывающий уровень взаимодействия власти и обще­ства) и
мегауровень (распространение центральной макровласти и макропроцессуальных
отношений вовне, власть в международных организациях и отношениях)»**.

Взаимодействие властей разных
уровней и сам их характер требуют особого внимания. Мы же учтем эти подходы при
характеристике соот­ветствующих понятий и явлений.

Минивласть — крайне ограниченный
уровень и объем власти, отве­чающий ее начальным звеньям или сведенный до
минимума объем вла­стных функций и прав по той или иной должности.

* См., напр.: История политических
учений. М., 1960; История политиче­ских и правовых учений. М., 1988; Ливанцев
К. Е. История буржуазного госу­дарства и права. Л., 1986; Баскчн И. Я.,
Фельдман Д. И. История международ­ного права. М., 1990; Исаев И. А. История
государства и права России. М., 1993, и др.

** Власть: Очерки современной
политической философии Запада. М.: На­ука, 1989. С. 55

Микровласть — власть малых объемов в
низовых звеньях, эшело­нах, распространяющаяся в ограниченном властном поле и
пространст­ве, концентрируемая порой вокруг властолюбивого, но третьеразрядно­го
чиновника. Она требует к себе внимания не в силу незначительного размаха,
влияния, последствий, а в связи с возможностями ее воздейст­вия на отдельно
взятых людей, их судьбы. Именно потому, что она име­ет дело с человеком и
способна принести ему не только радости, но и горести, неприятности, она
заслуживает внимания и контроля.

Мизервласть— минимальный уровень
власти, практически не ощу­щаемый, свидетельство слабости или крайней
неразвитости власти, ее ничтожества.

Мезовласть — власть среднего,
промежуточного уровня, характе­ризующаяся умеренной, средней величиной прав,
полномочий, а значит, и ответственности, обязанностей.

Следующим является широкий круг
явлений и понятий, связанных с большим объемом власти. Это и неудивительно, ибо
любая власть стремится к наибольшим масштабам своих прав, возможностей и влия­ния.
Наиболее распространенным здесь является понятие «макро­власть».

Макровласть — власть в предельно
крупных размерах и на высшем государственном уровне.

Мегавласть — огромная, гигантская,
грандиозная, необъятная, фа­ктически беспредельная власть, но, разумеется, если
эта власть нахо­дится в расцвете сил, а не на стадии застоя или упадка.

Мультивласть — огромная,
многогранная, чрезмерно влиятельная власть. В этой ее односторонности —
предпосылка, источник столь же однобокого ее использования, таящего крайние
формы диктатуры, аб­солютизма, тоталитаризма, сопровождаемых культом диктатора,
первовластителя.

Гипервласть — сверхвласть,
сосредоточенная на самом верху и пре­вышающая всякие нормы, реальные
общественные или государствен­ные потребности.

Супервласть — сверхвласть,
сосредоточение в одних руках, в одном органе огромных полномочий и прав. Такая
власть реализуется в абсо­лютных монархиях и тоталитарных режимах.

Сверхвласть — огромная, необъятная
власть, по силе влияния не имеющая себе равных.

Архивласть — высшая по степени
важности власть (архиважная и архивлиятельная).

Приведенный понятийный ряд касается
главного в идее власти — ее силы, могущества, влияния. В этом смысле понятия,
как и явления, здесь близки, синонимичны, взаимозаменяемы, хотя сравнительной кратологии
следует их различать.

Остается еще немалый круг фактов,
явлений и понятий, отражаю­щих специфические модификации властей и
околовластных и послевластных явлений.

Поствласть — то, что происходит
после ухода данной власти со сце­ны или ее развала, распада, краха, а порой и
те формы, в которых тог­да осуществляются управленческие функции.

Метавласть — представление о
сверхчувственных, недоступных опыту принципах и возможностях бытия власти как
особого социально-политического явления, граничащего порой с некими
парапсихологическими проявлениями.

Субвласть — власть, подчиненная
вышестоящей власти.

Полувласть — наличие власти, образно
говоря, в половинном раз­мере; не вполне нормальная наделенность властью, в
конечном счете ведущая к ее неудачам и провалу.

Антивласть — 1) организованная сила,
противостоящая официаль­ной власти, предлагающая противоположную программу
властной дея­тельности («теневая власть», оппозиция существующим
властям); 2) со­стояние, противоположное структурированию общества, безвластность,
смыкающаяся с анархизмом.

Контрвласть— возникающая, набирающая
силу и противостоящая существующей власти иная власть с противоположными базой
и ориен­тацией, что нередко присуще переломным этапам, эпохам.

Псевдовласть — ложная, мнимая
власть, рядящаяся в одежды под­линной, законной, полноценной, сильной власти,
представляющей инте­ресы широких слоев населения, и рано или поздно обреченная
на про­вал.

Квазивласть — мнимая, фальшивая,
дутая власть, якобы власть, лишь формально числящаяся властью, но на деле все
утратившая, все­го лишившаяся, падение которой —дело ближайших месяцев, дней,
по­рой даже часов.

Именно такого рода перечнем, который
можно пополнять и далее, мы ограничимся в характеристике своего рода ступеней и
объемов, ста­дий и модификаций власти, хотя проблема эволюции власти, ее
кратогенеза очень обширна.

Предметом особого интереса и анализа
в кратологии, особенно в сравнительной кратологии, должен быть собственно
жизненный цикл власти. Под таким циклом понимается совокупность властных явлений,
процессов, успехов и неудач, этапов, через которые проходит данная власть,
совершая свой кругооборот и уступая рано или поздно место но­вой власти.

Практически любую власть можно
характеризовать как факт, как таковую, как данную, а можно рассматривать и с ее
первых шагов в жизни. В этом случае дело начинается с видов на власть, а они
уже об­ставляются идеологически, организационно, материально и т. д.

Таково действительное научное
богатство содержания кратологии. Отсюда и необходимость его системного осмысления
в конкретных об­ластях наук о власти.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ