Тема 3. Общее представление о душе :: vuzlib.su

Тема 3. Общее представление о душе :: vuzlib.su

19
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Тема 3. Общее представление о душе

.

Тема 3. Общее представление о душе

Духовный мир человека являет собой нечто едино-цельное. Эта
цельность испокон веков именуется душой. Будучи едино-цельным образованием, душа
внутри себя есть нечто функционально дифференцированное. К душевным явлениям
относятся ум, воля, характер, темперамент, память, тончайший мир эмоций и др.

Как это ни абсурдно, но с приходом к власти большевиков душа
оказалась под идеологическим подозрением. Она была цензурно по­ставлена под
запрет. Не только философия, но даже психология ока­зались без души. Считалось,
что это религиозно-идеалистическое понятие. Слово «душа» осталось лишь на
бытовом уровне, а в науке ее заменили словами «психика», «сознание».

Человек владеет прекрасным даром — разумом с его пытливым
полетом как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии,
творческим воображением, умением решать практичес­кие и теоретические проблемы,
наконец, возможностью воплощать самые дерзновенные замыслы. Наше сознание
обладает способнос­тью понимать окружающий мир, процессы, происходящие в нем,
свои мысли и действия, свое отношение к внешнему миру и к самому себе. Над
тайной своего сознания человек начал задумываться еще в глубокой древности. И с
тех пор вокруг сущности сознания никог­да не смолкали горячие споры. Достижения
человечества — искус­ство, религия, литература, философия и исторические науки
— все это, по словам И.П. Павлова, соединяется, чтобы бросить луч света на этот
мрак: на тайны души, сознания, разума.

Тема 3. Общее представление о душе :: vuzlib.su

Споры шли о сущности, возможности и о путях познания созна­ния.
Одни исходили из познаваемости природы души, сознания, дру­гие утверждали, что
понять сознание — столь же тщетная попытка, как и стремление утопающего вытащить
себя за волосы из болота или увидеть из окна самого себя идущим по улице. Одни
отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи, рассмат­ривая
его как крохотную искру величественного пламени божест­венного разума. Другие
верят тому, что мир есть движущаяся мате­рия, сознание является функцией мозга
человека, а душа — это вы­думка идеалистов и богословов. Однако, по
представлениям гени­альных и талантливых философов (во всяком случае их
подавляю­щего большинства) всех времен и народов, человек обладает душой.

Другое дело — как понимать феномен души? В рамках учебника
мы не можем вдаваться в тонкости этой проблемы, а ограничимся утверждением,
что, анализируя психику, сознание, мы, по существу, анализируем феномен души,
тем самым продолжая традицию всей истории философско-психологической мысли.

Духовный мир человека — прежде всего едино-цельный фено­мен;
он конкретен и притом конкретен не в том смысле, что он слагается или
срастается из множества самостоятельных образо­ваний, скажем, интеллекта, воли,
памяти, как из первичных монад, а в том смысле, что реальная ткань этого мира
непрерывна и сращенно-сплошна, и только в своем функционировании это
едино-цельное образование проявляет себя по-разному — интеллектуаль­но,
эмоционально, интуитивно, сознательно, бессознательно, целеполагающе.

Душа индивидуальна и субъективна. Эта субъективность высту­пает
как обособленность природной определенности характера, темперамента, таланта
или тупости, смекалки, воли, словом, духов­ной физиономии человека. Индивидуальные
души отличаются друг от друга. Это бесконечное множество модификаций. От
природных данных души ребенка следует отличать то, чем стал человек благо­даря
своей деятельности, а также благодаря воспитанию и образо­ванию. Природные
данные — это скорее возможности, дающие лишь направление нашего развития.
Воспитание и обучение совершенст­вуют природные данные, придавая им широту и
более или менее глубокое понимание сути вещей в различных областях знания, тем
самым шлифуя природные способности, поднимая их на более вы­сокий уровень. Душа
совершенствуется, обретая духовную силу и объем. Душа человека являет собой
нечто совершенно уникальное. Эта уникальность формируется и природной
данностью, и воспита­нием, которое получает человек на стадии детства в семье,
школе и в обществе, в жизни среди своего народа, а также приобщаясь к
Общечеловеческим ценностям культуры.

Итак, душа каждого человека —  сугубо индивидуальный
феномен, она представляет и выражает собой уникальные особенности данной
личности. В этом выражается духовная определенность каждой индивидуаль­ности.
Индивидуальная особенность души, разумеется, являясь но­сителем и общих для
человека свойств, существует как модус раз­личного темперамента, характера,
меры одаренности, своеобразия выражения лица, манеры поведения, того, как
человек смеется, и т.п. Ведь в сущности именно благодаря своей душе я есть то,
что я есть!

Быть может, «человеческая душа — это самая дивная на свете
сказ­ка? Какой прекрасный мир заключен в нашей груди! Никакая все­ленная его не
ограничивает, сокровища его превосходят неизведан­ные богатства всего зримого
мира! До чего мертвой, нищенской, слепой, как у крота, была бы наша жизнь, не
надели мировой дух нас, наемников природы, неистощимой алмазной россыпью души,
из которой нам светит в сиянии и блеске удивительное царство, ставшее нашим
достоянием. Высоко одарены те, кто осознают в себе это богатство! Еще более
одаренными и счастливыми должно по­читать тех, кто не только умеет разглядеть в
себе эту залежь драго­ценных камней, но извлечь их наружу и огранить, чтобы они
заиг­рали дивным огнем!».

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ