Душа и проблема единства духовно-идеального и материального :: vuzlib.su

Душа и проблема единства духовно-идеального и материального :: vuzlib.su

18
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Душа и проблема единства духовно-идеального и материального

.

Душа и проблема единства духовно-идеального и материального

Мысль неотделима от мыслящей материи и является ее
продуктом. Если это так, то не есть ли она разновидность материи? Именно так
полагали вульгарные материалисты (Л. Бюхнер, О. Фогт, М. Молешотт). Они
считали, будто мысль находится примерно в таком же отношении к мозгу, как желчь
к печени. Сведение сознания к физическим реакциям организма характерно и для
такого направления в психологии, как бихевиоризм (Р. Уотсон).

И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.Е. Введенский, А.А. Ухтомский и
их последователи раскрыли рефлекторную природу психофизиологических процессов и
дали возможность понять психику как сис­тему активной деятельности, которая
развивается под влиянием внешнего мира, как опережающее отражение. Рефлекторный
про­цесс начинается с восприятия раздражителя, продолжается нерв­ными
процессами коры мозга и заканчивается ответной деятель­ностью организма.
Понятие рефлекса отражает взаимосвязь и вза­имодействие организма с внешним
миром, причинную зависимость работы мозга от объективного мира через посредство
практичес­ких действий организма. Существенной функцией условного реф­лекса
является «предупредительность», или «сигнализация» о пред­стоящих событиях
внешнего мира. У человека временные связи образуются от воздействия как
реальных предметов окружающего мира, так и словесных раздражителей. Роль
нервных мозговых ме­ханизмов заключается прежде всего в анализе и синтезе
раздра­жений.

Воздействие того или иного условного раздражителя, попадая в
кору мозга, включается в сложную систему образовавшихся в резуль­тате прошлого
опыта связей. Поэтому поведение организма обуслов­лено не только данным
воздействием, но и всей системой уже имею­щихся связей, а также
индивидуальностью человека.

Важным принципом осуществления рефлекторной деятельности
мозга является принцип подкрепления: закрепляется та рефлектор­ная деятельность,
которая подкрепляется достижением результата. Подкрепление рефлексов
осуществляется эффектом самих действий с помощью механизма обратной связи:
когда каким-либо рефлексом приводится в действие соответствующий эффекторный
аппарат (мышцы, железы, целые системы органов), то импульсы, возникаю­щие в нем
вследствие его работы, возвращаются в центральное звено рефлекса. Они
сигнализируют при этом не только о работе органа, но и о результатах этой
работы, что дает возможность вно­сить коррективы в протекающее действие и
добиваться адекватного выполнения намерения. Задача обратной связи состоит в
том, чтобы постоянно ставить мозг в известность о происходящем в управляе­мой
им системе.

Однако психическая деятельность характеризуется не только ее
физиологическим механизмом, но и ее содержанием, т.е. тем, что именно
отражается мозгом в реальной действительности.

Переживаемый мной внешний образ вещи есть нечто субъектив­ное,
идеальное, духовное; он не сводим ни к самому объекту, нахо­дящемуся вне меня,
ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и порождают этот
образ: образ огня не жжет, а образ камня лишен веса и твердости. В то же время,
будучи отра­жением Действительности, образ не существует и не может сущест­вовать
вне конкретно-исторической личности со всеми ее индиви­дуальными особенностями.
Он зависит от развития нервной систе­мы и мозга, от состояния организма в
целом, от богатства или бед­ности практического опыта людей, от уровня
исторического разви­тия знаний человечества.

Когда мы говорим, что содержание наших ощущений и воспри­ятий
объективно, то мы имеем в виду, что это содержание более или менее верно
отражает предмет. «Вещь» в голове — это образ, а реальная вещь — это ее
прообраз. Субъективность образа, за ис­ключением случаев патологии, обмана и
заблуждений, не является свидетельством слабости человеческого сознания. Именно
это обеспечивает возможность познания человеком объективного мира. Если бы
образ предмета не был субъективным, а был бы его материальным отражением, то
никакое познание не было бы возможным.

Образы вещей могут быть чувственными, наглядными (напри­мер,
визуально сходными со своими оригиналами), но могут быть и понятийными, так что
сходство носит уже не внешний, а внут­ренний характер (сходство по содержанию,
по типу связи компо­нентов). Идеальность образа состоит лишь в том, что он не
сво­дится ни к определенным внешним объектам, ни к материальным физиологическим
процессам в мозгу. Идеальное —  это данность объ­екта субъекту. И подавляющее
большинство людей осознает вещи, себя, свои мысли, абсолютно не подозревая, что
творится в самом мозгу. И это потому, что человеку (да и животному) даны не фи­зиологические
состояния его мозга, а внешний мир — объект. Иначе, как отметил еще Л.
Фейербах, кошка не бросалась бы на мышь, а царапала бы когтями свои собственные
глаза. Различие между материальным и идеальным выражается и в том, что законы
мышления не совпадают с законами тех физических, химических и физиологических
процессов, которые происходят в это время и в этой связи в мозгу и которые
составляют материальную основу сознания.

Сознание существует не только как нечто принадлежащее дан­ному
субъекту, но и в виде форм общественного сознания, зафик­сированных средствами
языка. Например, система научного знания существует независимо от субъективных
представлений отдельных индивидов. Исторически выработанные знания приобретают,
таким образом, относительно самостоятельный характер прежде всего за счет
своего материального носителя — языка.

Нельзя отрицать реальности сознания: душа — это особая форма
бытия сущего. Такой реальностью являются и вся духовная культура общества, и
внутренний духовный мир каждого человека. Мысль действительна. Но ее
действительность идеальна. Для всякого дру­гого человека мое сознание
существует как реальность, которую он воспринимает через чувственные формы ее
обнаружения: поступки, слова, жесты, мимику.

Человек, мозг которого являет собой управляющую систему
высокой степени сложности, устроен так, чтобы не только получать, хранить и
перерабатывать информацию, но и формулировать план действий и осуществлять
активное, творческое управление ими.

Человек имеет возможность логически связывать и развивать в
твоем сознании мысли таким образом, что они оказываются не про­сто копией
воспринимаемых объектов и их связей, а творчески пре­образованным отражением, в
котором мысль предвосхищает есте­ственный ход событий. И в этом смысле сознание
может отрываться от непосредственного отражения действительности. Такое опере­жающее
отражение, если  оно соответствует закономерностям реального мира, является
субъективной предпосылкой преобразую­щей практической деятельности человека.

Разум человеческий, по словам Гегеля, не только могуществен,
но и хитер. Его хитрость состоит в том, что человек с помощью технических
изобретений заставляет предметы природы взаимо­действовать, осуществляя при
этом свою собственную цель. Силы природы он превращает в средства реализации
своей цели. Человек создает то, что природа до него не производила. Ведь
природа не строит машин, самолетов и т.д. Все это овеществленные результаты
знания. Преобразованные человеком вещи, их конструкция, масштабы, формы и
свойства продиктованы потребностями людей, их целями: в них воплощены идеи
людей. Именно в творческой и регулирующей деятельности, направленной на
преобразование мира и подчинение его интересам человека, общества, состоят ос­новной
жизненный смысл и историческая необходимость разви­тия сознания.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ