Соотношение знания и веры :: vuzlib.su

Соотношение знания и веры :: vuzlib.su

18
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Соотношение знания и веры

.

Соотношение знания и веры

Сначала уточним, что понимается под верой. По Канту,
существуют три вида веры. Прагматическая вера человека в свою правоту в том или
ином единичном случае; цена такой вере — «один дукат». Вера в общие положения —
доктринальная. Например, вера в то, что на всех планетах Солнечной системы нет
жизни. Эта вера содержит в себе все же что-то нетвердое. Она может быть
доступна опровер­жению. Наконец, есть моральная вера, где вопрос об истинности
суж­дений не встает вовсе. «Эту веру ничто не может поколебать, так как были бы
ниспровергнуты сами мои нравственные принципы, от которых я не могу отказаться,
не став в собственных глазах до­стойным презрения». Верить в Бога, по Канту,
означает не размыш­лять о его бытии, а просто быть добрым. Учитывая, что Кант
ото­ждествлял мораль с религией («нравственный закон внутри нас»), мы должны
понимать расширительно третий вид веры — как рели­гиозную веру вообще. Только
она из всех видов веры имеет ценность для теории познания. (Не стоит и
говорить, что вера «на один дукат», как и доктринальная уверенность ученого
филистера, цен­ности и для самого знания, и для теории знания не представляют.
Они не выдерживают диалектики и обречены на разрушение.) Вду­маемся в мысль
Канта. Истинность религиозного знания основана не на внешнем критерии. Она
имеет онтологическое основание в самом существовании человека. Хотя Кант
формулирует это в пси­хологических понятиях («не могу отказаться, не став в
собственных глазах достойным презрения»), эта мысль глубже и нуждается в
очистке от психологизма. Религиозная вера — это внутренне присущая человеку
связь с сущей Истиной (от лат. religare — связывать), которая конституирует собственное
Я; при разрушении этой связи с абсолютным Я гибнет.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ