Субъект и объект  познания :: vuzlib.su

Субъект и объект  познания :: vuzlib.su

52
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Субъект и объект  познания

.

Субъект и объект  познания

Познание предполагает раздвоенность мира на объект и
субъект. Какие бы вопросы ни решал человек в своей жизни, теоретические или
практические, материальные или духовные, личные или обще­ственные, он, по
словам И.А. Ильина, обязан всегда считаться с ре­альностью, с данными ему
объективными обстоятельствами и зако­нами. Правда, он может и не считаться с
ними, но этим он обеспе­чивает себе рано или поздно жизненную неудачу, а может
быть, и целый поток страданий и бед. Так что для сознания характерно постоянное
выхождение за пределы самого себя: оно постоянно ищет объект, и без этого ему
жизнь не в жизнь.

Мир существует для нас лишь в аспекте его данности
познающему субъекту. Понятия «субъект» и «объект» соотносительны. Говоря
«субъект», мы задаемся вопросом: субъект чего — познания? дейст­вия? оценки?
Говоря «объект», мы также спрашиваем себя: объект чего — познания? оценки?
действия?

В конечном счете высший производитель знания и мудрости —
все человечество. В его историческом развитии выделяются менее крупные
общности, в качестве которых выступают, например, от­дельные народы. В обществе
исторически выделяются группы ин­дивидов, специальным назначением и занятием
которых является производство знаний, имеющих особую жизненную ценность. Тако­вы,
в частности, научные знания, субъектом которых выступает со­общество ученых. В
этом сообществе выделяются отдельные инди­виды, способности, талант и гений
которых обусловливают их особо высокие познавательные достижения. Имена этих
людей история сохраняет как обозначение выдающихся вех в эволюции научных идей.

Фрагмент бытия, оказавшийся в фокусе ищущей мысли, состав­ляет
объект познания, становится в определенном смысле «собст­венностью» субъекта,
вступив с ним в субъектно-объектное отноше­ние. Следовательно, есть реальность
сама по себе, вне ее отношения к сознанию субъекта, а есть реальность,
вступившая в это отноше­ние. Она как бы стала «вопрошающей», говорящей
субъекту: «Ответь мне — что я такое? Познай меня!» Словом, объект в его
отношении к субъекту — это уже не просто реальность, а в той или иной мере
познанная реальность, т.е. такая, которая стала фактом сознания.

В современной гносеологии принято различать объект и пред­мет
познания. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия,
подвергающиеся исследованию. Предмет познания — это конкретные аспекты, на
которые направлено острие ищущей мысли. Так, человек является объектом изучения
многих наук — биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др.
Однако каждая из них «видит» человека под своим углом зрения: например,
психология исследует психику, душевный мир человека, его поведение, меди­цина —
его недуги и способы их лечения и т.д. Следовательно, в предмет исследования
как бы входит актуальная установка иссле­дователя, т.е. он формируется под
углом зрения исследовательской задачи.

Известно, что человек является творцом, субъектом истории,
сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического
существования. Следовательно, объект социально-исторического познания не только
познается, но и создается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими
предварительно создан, сфор­мирован. В социальном познании человек имеет дело,
таким обра­зом, с результатами собственной деятельности, а значит, и с самим
собой как практически действующим существом. Будучи субъектом познания, он
оказывается вместе с тем и его объектом. В этом смыс­ле социальное познание
есть общественное самосознание человека, в ходе которого он открывает для себя
и исследует свою собственную исторически создаваемую общественную сущность.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ