Мышление: его сущность и основные формы :: vuzlib.su

Мышление: его сущность и основные формы :: vuzlib.su

56
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Мышление: его сущность и основные формы

.

Мышление: его сущность и основные формы

От чувственного познания, от установления фактов,
диалектичес­кий путь познания ведет к логическому мышлению. Мышление — это
целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком суще­ственных
свойств и отношений вещей. Творческое мышление направлено на получение новых
результатов в практике, науке, технике. Мышление — это активный процесс,
направленный на постановку проблем и их решение. Переход от ощущения к мысли
имеет свое объективное основание в раздвоении объекта познания на внутрен­нее и
внешнее, сущность и ее проявление, на отдельное и общее. Ведь построить здание
научного и философского знания из одних чувственных ощущений и представлений и
их комбинации нет ни­какой возможности: все, чувственные восприятия, несмотря
на их красочность и жизненную сочность, крайне бедны содержанием — они не
проникают в суть дела; Общее в вещах — это прежде всего закон, существенные
свойства и отношения, а они не существуют внешним образом как отдельный предмет,
они не воспринимаемы непосредственно. Внешние стороны вещей, явлений отражаются
прежде всего и главным образом с помощью живого созерцания, эмпирического
познания, а сущность, общее в вещах — с помощью понятий, логического мышления.
В мышлении, в понятиях уже от­сутствует непосредственная связь с вещами. Мы
можем понимать и то, что не в состоянии воспринимать.

Первый существенный признак мышления заключается в том, что
оно есть процесс опосредованного познания предметов. В процессе мышления
человек в поток своих мыслей вовлекает нити из полотна общего запаса имеющихся
в его голове знаний о самых разнообразных вещах, из всего накопленного жизнью
опыта. И зачастую самые неве­роятные сопоставления, аналогии и ассоциации могут
привести к ре­шению важной практической и теоретической проблемы. Теоретики
могут с успехом извлекать научные результаты относительно вещей, которые они,
быть может, никогда не видели. Например, Эйнштейн вывел закон эквивалентности
массы и энергии на основе одного лишь утонченного аппарата логического
мышления.

В жизни мыслят не только теоретики, но и практики. Практи­ческое
мышление направлено на решение частных конкретных задач, тогда как
теоретическое мышление — на отыскание общих закономерностей. Если теоретическое
мышление сосредоточено преимущественно на пере­ходе от ощущения к мысли, идее,
теории, то практическое мышле­ние направлено прежде всего на реализацию мысли,
идеи, теории в жизнь. Практическое мышление непосредственно включено в практику
и постоянно подвергается ее контролирующему воздейст­вию. Теоретическое
мышление подвергается практической провер­ке не в каждом звене, а только в
конечных результатах.

Связь процессов объективного мира, их развитие представляют
собой своего рода «логику вещей», объективную логику. Эта логика отражается в
нашем мышлении в виде связи понятий — эта субъектив­ная логика, логика
мышления. Логичность наших мыслей обусловли­вается тем, что мы связываем в них
вещи так, как они связаны в самой действительности. Поскольку действительность
диалектична, постоль­ку таковой же должна быть и логика человеческого мышления.

Между мышлением и бытием существует единство. Реальной ос­новой
единства мышления и бытия является общественная практи­ка, в процессе которой
создаются логические формы и законы мыш­ления. Отличие логических
закономерностей от объективных общих закономерностей развития мира заключается
в том, что че­ловек может применять логические закономерности сознательно,
тогда как в природе закономерности развития мира пролагают себе дорогу
бессознательно.

Исторически путь познания действительности начинался с жи­вого
созерцания, т.е. чувственного восприятия фактов на основе практики. От
созерцания человек переходил к мышлению, а от него снова к практике, в которой
он реализовывал свои мысли, выверял их истинность. Таков путь исторического
развития человеческого познания. Развитие науки и тем более современное
исследование осуществляются и иным путем. Современный ученый, мышление ко­торого
аккумулировало в той или иной степени опыт человечества и выработанные им
категории и законы связи мыслей, не приступает к исследованию просто с живого
созерцания. С самого начала любое научное исследование нуждается в руководящих
идеях. Они явля­ются своего рода направляющей силой: без них ученый неизбежно
обрекает себя на блуждание ощупью, не может поставить ни одного эксперимента и
не может осуществить ни одного наблюдения.

Эмпирическое познание констатирует, как протекает событие.
Теоретическое познание отвечает на вопрос, почему оно протекает именно таким
образом и какие законы лежат в его основе. Мышле­ние современного человека,
достигшее удивительного совершенст­ва в приемах активного отражения
действительности, представляет собой чрезвычайно сложный продукт многовекового
развития по­знавательной деятельности бесчисленных поколений людей.

Исторически развитие мышления шло от конкретных,
наглядно-образных форм к отвлеченным, все более абстрактным формам. По­знание у
каждого человека идет от живого созерцания к абстракт­ному мышлению и является
воспроизведением исторического пути развития мышления.

Разумное содержание процесса мышления облекается в истори­чески
выработанные логические формы. Основными формами, в которых возникло,
развивается и осуществляется мышление, яв­ляются понятия, суждения и
умозаключения. Понятие — это мысль, в которой отражаются общие, существенные
свойства, связи предметов и явлений. Понятия не только отражают общее, но и
расчленяют вещи, группируют, классифицируют их в соответствии с их разли­чиями.
Кроме того, когда мы говорим, что имеем понятие о чем-либо, то под этим
подразумеваем, что мы понимаем сущность этого объекта. Так, понятие «человек»
не только отражает существенно общее, то, что свойственно всем людям, но и
отличие любого че­ловека от всего другого, а понимание сущности данного человека
предполагает знание сущности человека вообще, т.е. наличие по­нятия о том, что
такое человек: «Человек — это биосоциальное су­щество, обладающее разумом,
членораздельной речью и способнос­тью трудиться».

В отличие от ощущений, восприятий и представлений понятия
лишены наглядности, или чувственности. Восприятие отражает де­ревья, а понятие
— дерево вообще. Вот почему сравнительно немно­гие понятия охватывают
бесчисленное множество вещей, свойств и отношений. В различные эпохи понятия
различны по своему со­держанию. Они различны на разном уровне развития одного и
того же человека. Кто-то хорошо сказал: понятие кошки в голове Кювье в 100 раз
содержательнее, чем в голове его слуги.

Понятия возникают и существуют в голове человека лишь в
определенной связи, в виде суждений. Мыслить — значит судить о чем-либо,
выявлять определенные связи и отношения между различны­ми сторонами предмета
или между предметами.

Суждение — это такая форма мысли, в которой посредством
связи по­нятий утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо. Например,
предложение «Клен — растение» есть суждение, в котором о клене высказывается
мысль, что он есть растение. Суждения имеются там, где мы находим утверждение
или отрицание, ложность или истин­ность, а также нечто предположительное.

Если бы в нашем сознании мелькали только одни представления,
наличествовали сами по себе понятия и не было бы их логического «сцепления», то
не могло быть и процесса мышления. Известно, что жизнь слова реальна лишь в
речи, в предложении. Подобно этому и понятия «живут» лишь в контексте суждений.

Можно сказать, что суждение — это развернутое понятие, а
само понятие — это свернутое суждение. И все споры о том, что выше — понятие
или суждение — это схоластическое, а потому бесплодное занятие.

Мышление не есть просто суждение. В реальном процессе мыш­ления
понятия и суждения не пребывают особняком. Они как звенья включены в цепь более
сложных умственных действий — в рассуж­дения. Относительно законченной единицей
рассуждения является умозаключение. Из имеющихся суждений оно образует новое —
вывод. Именно выведение новых суждений является характерным для умозаключения
как логической операции. Суждения, из которых выводится заключение, суть
посылки. Умозаключение представляет собой операцию мышления, в ходе которой из
сопоставления ряда посылок выводится новое суждение.

В познании, как и в самой реальности, все опосредовано, при
этом, разумеется, в разной степени. Умозаключение — более высо­кий уровень
логического опосредования, чем суждение, и оно ис­торически возникло гораздо
позже. Умозаключение как сопостав­ление суждений в поле сознания принесло
человечеству принципи­ально новую познавательную возможность: оно избавило его
от не­обходимости постоянно «тыкаться носом» в конкретный массив еди­ничного
опыта и строить неисчислимое множество частных сужде­ний. Он получил
возможность двигаться в относительно самостоя­тельном поле «чистой мысли».

Поскольку любое знание носит ограниченный характер как
исторически, так и по содержанию, постольку в каждый данный период существует
необходимость в предположительном знании, в гипотезах. Гипотеза — это
предположения, исходящее из ряда фактов и допускающее существование предмета,
его свойств, определенных отношений. Гипотеза — это вид умозаключения,
пытающегося проникнуть в сущ­ность еще недостаточно изученной области мира, это
своего рода посох, которым ученый ощупывает дорогу в мир неведомого, или, как
сказал И.В. Гете, леса, которые возводят перед строящимся зда­нием и сносят,
когда здание готово.

В силу своего вероятностного характера гипотеза требует про­верки
и доказательства, после чего она приобретает характер тео­рии. Теория — это
система объективно верных, проверенных практикой знаний, воспроизводящих факты,
события и их предполагаемые причины в определенной логической связи; это
система суждений и умозаключений, объясняющих определенный класс явлений и
лежащих в основе научного предвидения. Например, теория атомного строения
материи была долгое время гипотезой; подтвержденная опытом, эта гипотеза пре­вратилась
в достоверное знание — в теорию атомного строения ма­терии.

Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы.
Развитие науки предполагает открытие все новых и новых законов
действительности. Власть человека над окружающим миром изме­ряется объемом и
глубиной знания его законов.

На основе глубокого познания вещей, их свойств и отношений
человек может время от времени прорывать границы настоящего и заглядывать в
таинственное будущее, предвидя существование еще не известных вещей,
предсказывая вероятное и необходимое наступ­ление событий. Прогресс научного
знания во многом строится на возрастании силы и диапазона научного предвидения.
Предвидение дает возможность контролировать процессы и управлять ими. На­учное
познание позволяет не только предвидеть будущее, но и со­знательно формировать
его. Жизненный смысл всякой науки может быть охарактеризован так: знать, чтобы
предвидеть, предвидеть, чтобы действовать.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ