Доказательство  и опровержение :: vuzlib.su

Доказательство  и опровержение :: vuzlib.su

44
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Доказательство  и опровержение

.

Доказательство  и опровержение

Подавляющее число положений науки принимается за истинные не
на уровне чувственного познания и не отдельно от всех других истин, а на уровне
логического мышления, в связи с другими исти­нами, т.е. путем доказательства.
Доказательность — жизненный нерв научного мышления.

Во всяком доказательстве имеются тезис, основания доказатель­ства
(аргументы) и способ доказательства. Тезисом называется поло­жение, истинность
или ложность которого выясняется посредством доказательства. Доказательство,
посредством которого выясняется ложность тезиса, называется опровержением. Все
положения, на которые опирается доказательство и из которых необходимо следует
истинность доказывае­мого тезиса, называются основаниями или аргументами. Последние
состоят из достоверных фактов, определений, аксиом и ранее дока­занных
положений.

По словам В.Ф. Асмуса, связь оснований и выводов из них,
имею­щая результатом необходимое признание истинности доказываемо­го тезиса,
называется способом доказательства. Доказательство одного и того же положения
науки может быть различным, осно­ванным, например, на дедукции, индукции,
использовании анало­гий, моделирования и т.п. Связь оснований, ведущая к
истинности доказательного тезиса, не единственная. Поскольку она не дана вмес­те
с самими основаниями, а должна быть установлена, постольку доказательство —
теоретическая задача.

От примитивных способов доказательства, опиравшихся на не­точные,
приблизительные и потому часто ошибочные наглядные представления, до современных
доказательств, опирающихся на удостоверенные факты, точно определенные понятия,
на свободные от противоречий и достаточные в своем числе аксиомы, а также на
уже строго доказанные ранее положения, практика доказательства прошла большой
путь совершенствования, подняв умственную куль­туру на уровень современной
науки.

Итак, рассмотрением проблем теории познания мы завершили
изложение содержания тех вопросов, которые составляют, будучи вместе взятые,
основы общей философии и включают в себя учение о бытии, категориальный строй
философского разума и теорию по­знания. Теперь мы переходим к проблемам
философской антропо­логии, т.е. учению о человеке и его бытии в мире, прежде
всего о духовном мире человека.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ