Тема 5. Общее понятие о человеке :: vuzlib.su

Тема 5. Общее понятие о человеке :: vuzlib.su

8
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Тема 5. Общее понятие о человеке

.

Тема 5. Общее понятие о человеке

Мы проанализировали проблему бытия в ее сущности, в динамике
развития сущего. Из самого его определения следует, что высшее звено в цепи
развивающегося бытия (на уровне живых систем пла­неты) — человек. Он являет
собой особый феномен. Вот почему мы вполне логично посвящаем эту тему
рассмотрению именно человека как высшего звена в цепи земных живых систем. Один
древний муд­рец сказал, что для человека нет более интересного объекта, чем сам
человек.

Проблема человека — одна из основных, если не центральная,
во всей мировой философской мысли. Протагор характеризовал че­ловека как меру
всех вещей, что стало одним из основных мировоз­зренческих и методологических
принципов науки, философии и по­литики демократических государств. Д. Дидро
считал человека выс­шей ценностью, единственным создателем всех достижений
культу­ры на Земле, разумным центром Вселенной, тем пунктом, от кото­рого все
должно исходить и к которому все должно возвращаться. Фирдоуси писал:

В цепи человек стал последним звеном,

И лучшее все воплощается в нем,

Как тополь, вознесся он гордой главой,

Умом одаренный и речью благой,

Вместилище духа и разума он,

И мир бессловесный ему подчинен.

У. Шекспир устами Гамлета говорит:

«Что за мастерское создание — человек! Как благороден
разумом! Как беспреде­лен в своих способностях, обличиях и движениях! Как точен
и чудесен в действии! Как он похож на ангела глубоким постижением! Как он похож
на некоего Бога! Краса вселенной! Венец всего живущего!»

При размышлении о человеке на память приходят и строки В.А.
Жуковского:

При мысли великой, что я человек,

 Всегда возвышаюсь душою.

Какими бы абстрактными, естественно-научными или практичес­кими
вопросами ни был занят человеческий ум, все эти размышле­ния помимо своей
внешней цели всегда сопровождаются подспуд­ной мыслью об их связи с самим
человеком — с его внутренней сущ­ностью или его потребностями. В достижении
свободы и блага че­ловека заключен смысл социально-политического и научно-техни­ческого
прогресса, к постижению тайн человека стремится искус­ство, им вдохновляется
любое и каждое человеческое деяние. Если изъять из всего многообразия
человеческой деятельности ее ори­ентированный на самого человека стержень, то
исчезнут и цель вся­кой деятельности, и ее движущие стимулы.

Это тем более относится к наукам, специально посвященным че­ловеку.
Частные его проявления изучают биология, медицина, пси­хология, социология и
др. Философия же всегда стремилась к по­стижению его целостности, прекрасно
понимая, что простая сумма знаний частных наук о человеке не дает искомой
сущности, и потому всегда пыталась выработать собственные средства познания
чело­века и с их помощью выявить его место в мире. Философскую про­грамму можно
повторить вслед за Сократом: «Познай самого себя».

Но что же такое человек? На первый взгляд, этот вопрос
кажется до смешного простым: кто же не знает (пусть интуитивно, хотя бы
поверхностно, на житейском уровне), что такое человек?! Однако то, что нам
ближе всего, то, с чем мы как будто бы знакомы лучше всего, оказывается на деле
самым сложным объектом познания. Сле­дует прямо сказать, что, хотя многое в
человеке уже осмыслено (и конкретно-научно, и философски), еще немало остается
загадоч­ного и невыясненного в самой его сущности (имеется в виду сущ­ность
глубинного порядка). Это и понятно: человек — это вселенная во Вселенной! И в
нем не меньше тайн, чем в мироздании. Более того, человек — это главная тайна
мироздания. И если мы говорим о неисчерпаемости для познания материального
мира, то тем более неисчерпаем человек — венец творчества природы. Загадочность
этого феномена становится тем большей, чем больше мы пытаемся проникнуть в нее.
Однако бездна этой проблемы не только не от­пугивает от нее, а напротив, все
сильнее притягивает к себе, как магнит.

Человечество всегда стремилось к построению целостного
философского образа человека. Что же входит в состав философского знания о нем?
Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности, детерминации
форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его
бытия. Философия выявляет место человека в мире и его отношение к миру,
анализирует вопрос о том, чем человек может стать, развертывая свои
возможности, каково в нем соотношение биологического и социального, что такое
человек как личность, какова структура личности, в чем суть
социально-психологических типов личности и т.п.

Проявления человеческой сущности крайне многообразны — это и
разум, и воля, и характер, и эмоции, и труд, и общение. Но какое из них
отличительное? Человек думает, радуется, страдает, любит и ненавидит, постоянно
к чему-то стремится, достигает желаемого и, не удовлетворяясь им, устремляется
к новым целям и идеалам.

Платон в своих диалогах говорит: человек — это «двуногое жи­вотное
без перьев». Человек действительно, не имея перьев, имеет две ноги. Но в этом
шуточном определении упущено из виду основ­ное — сущность человека. Как заметил
Б. Паскаль, человек не теряет своей человеческой сущности, теряя две ноги, а
петух не приобре­тает человеческих свойств, когда он теряет перья. Задумаемся
над тем, какие признаки самые отличительные для человека. Одним из них является
сознание и способность мышления, другим — труд. Это — не просто отличительные,
а сущностные признаки человека.

В труде человек постоянно изменяет условия своего существова­ния,
сознательно преобразуя их в соответствии со своими постоян­но развивающимися
потребностями, создает мир материальной и духовной культуры, которая творится
человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой. Культура —
еще один от­личительный признак человека.

Труд невозможен в единичном проявлении и с самого начала
выступает как коллективный, социальный. И. Фихте считал, например, что понятие
человека относится не к единичному человеку, ибо та­кового нельзя помыслить, а
только к роду: невозможно анализиро­вать свойства отдельного человека, взятого
самого по себе, вне от­ношения с другими людьми, т.е. вне общества.
Социальность также отличает человека от всех других феноменов жизни.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ