ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Личность и Я
.
Личность и Я
Человек как родовое существо конкретизируется в реальных
индивидах. Понятие индивида указывает на отдельную особь как представителя
высшего биологического вида Homo sapiens и социума. Каждый индивид имеет право
на свою особенность — это его природная данность, развернутая социализацией.
Индивид как особая единичная цельность характеризуется рядом свойств:
целостностью морфологической и психофизиологической организации, устойчивостью
во взаимодействии со средой, активностью. Понятие индивида есть лишь первое
обозначение предметной области исследования человека, содержащее возможности
дальнейшей конкретизации с указанием его качественной специфики в понятиях
личности и индивидуальности.
В настоящее время существуют две основные концепции личности:
личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как
его сущностная характеристика.
Первая концепция опирается на понятие социальной функции
человека, а точнее, на понятие социальной роли. При всей значимости этого
аспекта понимания личности (он имеет большое значение в современной прикладной
социологии) он не позволяет раскрыть внутренний, глубинный мир человека,
фиксируя только его поведение, которое не всегда и не обязательно выражает его
действительную сущность.
Более глубокая интерпретация понятия личности раскрывает ее
уже не в функциональном, а в сущностном плане: она здесь — сгусток
регулятивно-духовных потенций, центр самосознания, источник воли и ядро
характера, субъект свободных действий в рамках социума и внутренней жизни
человека. Личность — индивидуальное средоточие и выражение общественных
отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и
обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм.
Личность есть обладающий самосознанием и мировоззрением человек,
достигший понимания своих социальных функций, Своего места в мире,
осмысливающий себя как субъект исторического творчества, как звено цепи
поколений, в том числе родственных, один вектор которых направлен в прошлое, а
другой — в грядущее. Личностные качества человека есть производные от двух
моментов: от его самосознающего разума и от его социального образа жизни. Полем
проявления личностных свойств служит его жизнь — индивидуальная и социальная.
Чтобы проиллюстрировать зависимость личностного становления
человека от развитости его самосознания и окружающего его социума, мысленно
заглянем в глубь веков. Когда появляется личность в философском понимании
этого слова? Вместе с появлением человека как биологического вида? Нет. Наш
отдаленный предок, находившийся в условиях первобытной среды и на начальных стадиях
формирования сознания, еще не был личностью, но уже был человеком. Личность —
это общественно развитый человек. Не только исторически, но и генетически
человек становится личностью по мере создания социальной и мыслительной
культуры и по мере своего индивидуального приобщения к ней. Ребенок, особенно в
самом раннем возрасте, — это, разумеется, человек, но еще не личность. В нем
лишь «проклевывается» личность, он еще должен стать ею. Если же нарушаются
социальные связи человека или происходят патологические процессы в организме
(душевные расстройства и т.д.), личность распадается полностью или частично в
зависимости от силы такого рода неблагоприятных и трагических обстоятельств.
Таким образом, личность — это результирующая функция
социального и биологического начал человека. Без какого-либо из этих ингредиентов
личность не состоится; более того, даже при частичном ущемлении или
биологического, или социального начала в человеке эта деформация сразу же
скажется на личности.
Вместе с тем личность не сводится ни к ее телесным,
антропологическим, особенностям, ни к ее многообразным социальным функциям.
Личность — это замкнутая в себе целостность, ее телесные и социальные
проявления суть ее атрибуты. С другой стороны, и биологическое, и социальное
играют равноправно решающие роли в генезисе личности.
Что составляет личность отдельных людей, которых мы знаем
как представителей различных сфер деятельности — писателя, продавца, врача,
землекопа, конторщика? Что составляет ту внутреннюю душевную храмину, которая
закрыта для людей, но открыта для Бога? Таким вопросом задается С.Н. Булгаков.
На него можно ответить так: этой внутренней духовной стихией является прежде
всего мировоззрение, понимаемое в самом широком смысле этого слова: чем живет
человек, что он считает для себя самым святым и дорогим, как он живет, как
служит своей святыне. Узнать человека как личность — значит узнать основные
изгибы его душевного состояния, «паутину» его мыслей, чувств, желаний и надежд,
его ценностные ориентации, его веру и убеждения.
Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе
говоря, формирование ее есть в сущности процесс социализации индивида. Этот
процесс происходит путем внутреннего формирования неповторимо-уникального его
облика и требует от индивида продуктивной активности, выражающейся в
постоянной коррекции своих действий, поведения, поступков. Это в свою очередь
вызывает необходимость развития способности самооценки на основе развития
самосознания. В этом процессе отрабатывается свойственный именно личности
механизм рефлексии. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот
основной стержень, вокруг которого складывается неповторимый по богатству и
разнообразию тончайших оттенков уникальный «узор» личности, присущая только ей
специфика.
Личность есть совокупность трех ее основных составляющих:
биогенетических задатков, воздействия социальных факторов (среда, условия,
нормы, регулятивы) и ее психосоциального ядра — Я. А что такое Я? Это
интегральное ядро духовного мира человека, его регулятивный центр. Оно
представляет собой как бы внутреннюю основу личности, ставшую феноменом
психики, определяющую характер, сферу мотивации, проявляющуюся в определенной
направленности, способе соотнесения своих интересов с общественными, уровне
притязаний. Я — это основа формирования убеждений, ценностных ориентации,
словом, мировоззрения. Оно же является основой формирования социальных чувств
человека: чувства собственного достоинства, долга, ответственности, совести,
нравственно-эстетических принципов и т.д.
Сравнительно с личностью чистое Я представляет гораздо более
сложный предмет для исследования. Я есть то, что в каждую данную минуту
сознает, между тем как эмпирическая личность есть только одна из сознаваемых
реальностей. Другими словами, чистое Я есть мыслящий субъект, высшая самость
нашего едино-цельного духа. Душа, дух, трансцендентное Я — вот разнородные
названия для этого субъекта мысли и воли. Личность становится личностью только
при наличии в ней самосознающего Я. Можно сказать, Я — это высший,
регулятивно-прогнозирующий духовно-смысловой центр личности.
Границы личности значительно шире границ не только тела человека,
но и его духовного мира. Границы личности можно уподобить кругам, расходящимся
на воде от какого-либо центра: ближайшие круги — это плоды созидания, близкие
люди, личная собственность, друзья (они ведь — зеркало нашей сущности).
Уходящие вдаль круги вливаются в море социума и далее в бездну Космоса.
Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его
Я — он-то и служит основой внутренней самооценки и представляет собой то, каким
индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть, каким мог бы
быть, если бы хотел. При этом личность оценивает себя и непосредственно, и
опосредованно — через оценку других. Прислушайтесь, как человек оценивает
других, и вы узнаете его самооценку: оценка других — это своего рода зеркало
самооценки. Процесс соотнесения образа Я с реальными жизненными
обстоятельствами, результирующийся в мотивациях и направленности личности,
служит базой для самовоспитания, т.е. для постоянного процесса
совершенствования, развития. Человек как личность не есть некая законченная
данность. Он — процесс, требующий неустанной душевной работы.
Главным результирующим свойством личности, ее духовным
стержнем выступает мировоззрение. Оно являет собой привилегию человека,
поднявшегося до высокого уровня духовности. Человек вопрошает себя: кто я?
зачем я явился в этот мир? в чем смысл моей жизни, мое предназначение? живу ли
я согласно велениям бытия или нет? Только выработав то или иное мировоззрение,
личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознанно, целенаправленно
действовать, реализуя свою сущность. Мировоззрение — это как бы мост,
связывающий личность и весь окружающий ее мир, это воззрение на мир, выход в
него.
Одновременно с формированием мировоззрения складывается и
характер — психологический стержень человека, стабилизирующий его активность.
«Только в характере индивидуум приобретает свою постоянную определенность».
Особым компонентом личности является ее нравственность.
Нравственная сущность личности «проверяется» на многое. Социальные
обстоятельства нередко приводят к тому, что человек, поставленный перед
выбором, не всегда следует самому себе, этическому императиву своей личности.
В такие моменты он превращается в марионетку социальных сил, и это наносит
непоправимый ущерб цельности его личности. Люди по-разному реагируют на
испытания: одна личность может «сплющиться» под ударами молота социального
насилия, а другая — закалиться. Только высоконравственные и глубоко интеллектуальные
личности испытывают острое чувство трагизма от сознания своей «не-личности»,
т.е. неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл Я. Только
свободно проявляющаяся личность может сохранить чувство собственного достоинства.
Мера субъективной свободы личности определяется ее нравственным императивом и
является показателем степени развитости самой личности.
Таким образом, личность — это мера цельности человека: без
внутренней цельности нет личности.
.