Личность и Я :: vuzlib.su

Личность и Я :: vuzlib.su

16
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Личность и Я

.

Личность и Я

Человек как родовое существо конкретизируется в реальных
индивидах. Понятие индивида указывает на отдельную особь как пред­ставителя
высшего биологического вида Homo sapiens и социума. Каждый индивид имеет право
на свою особенность — это его при­родная данность, развернутая социализацией.
Индивид как особая единичная цельность характеризуется рядом свойств:
целостностью морфологической и психофизиологической организации, устойчи­востью
во взаимодействии со средой, активностью. Понятие инди­вида есть лишь первое
обозначение предметной области исследова­ния человека, содержащее возможности
дальнейшей конкретизации с указанием его качественной специфики в понятиях
личности и индивидуальности.

В настоящее время существуют две основные концепции личнос­ти:
личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как
его сущностная характеристика.

Первая концепция опирается на понятие социальной функции
человека, а точнее, на понятие социальной роли. При всей значи­мости этого
аспекта понимания личности (он имеет большое зна­чение в современной прикладной
социологии) он не позволяет рас­крыть внутренний, глубинный мир человека,
фиксируя только его поведение, которое не всегда и не обязательно выражает его
дей­ствительную сущность.

Более глубокая интерпретация понятия личности раскрывает ее
уже не в функциональном, а в сущностном плане: она здесь — сгусток
регулятивно-духовных потенций, центр самосознания, источник воли и ядро
характера, субъект свободных действий в рамках социума и внутренней жизни
человека. Личность — индивидуальное сре­доточие и выражение общественных
отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и
обязанностей, этических, эсте­тических и всех иных социальных норм.

Личность есть обладающий самосознанием и мировоззрением че­ловек,
достигший понимания своих социальных функций, Своего места в мире,
осмысливающий себя как субъект исторического твор­чества, как звено цепи
поколений, в том числе родственных, один вектор которых направлен в прошлое, а
другой — в грядущее. Лич­ностные качества человека есть производные от двух
моментов: от его самосознающего разума и от его социального образа жизни. Полем
проявления личностных свойств служит его жизнь — инди­видуальная и социальная.

Чтобы проиллюстрировать зависимость личностного становле­ния
человека от развитости его самосознания и окружающего его социума, мысленно
заглянем в глубь веков. Когда появляется лич­ность в философском понимании
этого слова? Вместе с появлением человека как биологического вида? Нет. Наш
отдаленный предок, находившийся в условиях первобытной среды и на начальных ста­диях
формирования сознания, еще не был личностью, но уже был человеком. Личность —
это общественно развитый человек. Не толь­ко исторически, но и генетически
человек становится личностью по мере создания социальной и мыслительной
культуры и по мере своего индивидуального приобщения к ней. Ребенок, особенно в
самом раннем возрасте, — это, разумеется, человек, но еще не лич­ность. В нем
лишь «проклевывается» личность, он еще должен стать ею. Если же нарушаются
социальные связи человека или происходят патологические процессы в организме
(душевные расстройства и т.д.), личность распадается полностью или частично в
зависимос­ти от силы такого рода неблагоприятных и трагических обстоя­тельств.

Таким образом, личность — это результирующая функция
социального и биологического начал человека. Без какого-либо из этих ингредиентов
личность не состоится; более того, даже при частичном ущемлении или
биологического, или социального начала в человеке эта дефор­мация сразу же
скажется на личности.

Вместе с тем личность не сводится ни к ее телесным,
антропологическим, особенностям, ни к ее многообразным социальным функциям.
Личность — это замкнутая в себе целостность, ее телес­ные и социальные
проявления суть ее атрибуты. С другой стороны, и биологическое,  и социальное
играют равноправно решающие роли в генезисе личности.

Что составляет личность отдельных людей, которых мы знаем
как представителей различных сфер деятельности — писателя, про­давца, врача,
землекопа, конторщика? Что составляет ту внутрен­нюю душевную храмину, которая
закрыта для людей, но открыта для Бога? Таким вопросом задается С.Н. Булгаков.
На него можно ответить так: этой внутренней духовной стихией является прежде
всего мировоззрение, понимаемое в самом широком смысле этого слова: чем живет
человек, что он считает для себя самым святым и дорогим, как он живет, как
служит своей святыне. Узнать человека как личность — значит узнать основные
изгибы его душевного состояния, «паутину» его мыслей, чувств, желаний и надежд,
его ценностные ориентации, его веру и убеждения.

Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе
говоря, формирование ее есть в сущности процесс социали­зации индивида. Этот
процесс происходит путем внутреннего фор­мирования неповторимо-уникального его
облика и требует от инди­вида продуктивной активности, выражающейся в
постоянной кор­рекции своих действий, поведения, поступков. Это в свою очередь
вызывает необходимость развития способности самооценки на ос­нове развития
самосознания. В этом процессе отрабатывается свой­ственный именно личности
механизм рефлексии. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот
основной стержень, вокруг которого складывается неповторимый по богатству и
разнообразию тончайших оттенков уникальный «узор» личности, присущая только ей
специфика.

Личность есть совокупность трех ее основных составляющих:
биогенетических задатков, воздействия социальных факторов (среда, условия,
нормы, регулятивы) и ее психосоциального ядра — Я. А что такое Я? Это
интегральное ядро духовного мира человека, его регулятивный центр. Оно
представляет собой как бы внутреннюю основу личности, ставшую феноменом
психики, определяющую ха­рактер, сферу мотивации, проявляющуюся в определенной
направ­ленности, способе соотнесения своих интересов с общественными, уровне
притязаний. Я — это основа формирования убеждений, цен­ностных ориентации,
словом, мировоззрения. Оно же является ос­новой формирования социальных чувств
человека: чувства собст­венного достоинства, долга, ответственности, совести,
нравствен­но-эстетических принципов и т.д.

Сравнительно с личностью чистое Я представляет гораздо более
сложный предмет для исследования. Я есть то, что в каждую данную минуту
сознает, между тем как эмпирическая личность есть только одна из сознаваемых
реальностей. Другими словами, чистое Я есть мыслящий субъект, высшая самость
нашего едино-цельного духа. Душа, дух, трансцендентное Я — вот разнородные
названия для этого субъекта мысли и воли. Личность становится личностью только
при наличии в ней самосознающего Я. Можно сказать, Я — это высший,
регулятивно-прогнозирующий духовно-смысловой центр личности.

Границы личности значительно шире границ не только тела че­ловека,
но и его духовного мира. Границы личности можно уподо­бить кругам, расходящимся
на воде от какого-либо центра: ближай­шие круги — это плоды созидания, близкие
люди, личная собствен­ность, друзья (они ведь — зеркало нашей сущности).
Уходящие вдаль круги вливаются в море социума и далее в бездну Космоса.

Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его
Я — он-то и служит основой внутренней самооценки и представляет собой то, каким
индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть, каким мог бы
быть, если бы хотел. При этом личность оценивает себя и непосредственно, и
опосредованно — через оценку других. Прислушайтесь, как человек оценивает
других, и вы узнаете его самооценку: оценка других — это своего рода зер­кало
самооценки. Процесс соотнесения образа Я с реальными жиз­ненными
обстоятельствами, результирующийся в мотивациях и на­правленности личности,
служит базой для самовоспитания, т.е. для постоянного процесса
совершенствования, развития. Человек как личность не есть некая законченная
данность. Он — процесс, тре­бующий неустанной душевной работы.

Главным результирующим свойством личности, ее духовным
стержнем выступает мировоззрение. Оно являет собой привилегию че­ловека,
поднявшегося до высокого уровня духовности. Человек во­прошает себя: кто я?
зачем я явился в этот мир? в чем смысл моей жизни, мое предназначение? живу ли
я согласно велениям бытия или нет? Только выработав то или иное мировоззрение,
личность, само­определяясь в жизни, получает возможность осознанно, целенаправ­ленно
действовать, реализуя свою сущность. Мировоззрение — это как бы мост,
связывающий личность и весь окружающий ее мир, это воззрение на мир, выход в
него.

Одновременно с формированием мировоззрения складывается и
характер — психологический стержень человека, стабилизирующий его активность.
«Только в характере индивидуум приобретает свою постоянную определенность».

Особым компонентом личности является ее нравственность.
Нравственная сущность личности «проверяется» на многое. Соци­альные
обстоятельства нередко приводят к тому, что человек, по­ставленный перед
выбором, не всегда следует самому себе, этичес­кому императиву своей личности.
В такие моменты он превращается в марионетку социальных сил, и это наносит
непоправимый ущерб цельности его личности. Люди по-разному реагируют на
испытания: одна личность может «сплющиться» под ударами молота социаль­ного
насилия, а другая — закалиться. Только высоконравственные и глубоко интеллектуальные
личности испытывают острое чувство трагизма от сознания своей «не-личности»,
т.е. неспособности со­вершать то, что диктует сокровенный смысл Я. Только
свободно проявляющаяся личность может сохранить чувство собственного до­стоинства.
Мера субъективной свободы личности определяется ее нравственным императивом и
является показателем степени разви­тости самой личности.

Таким образом, личность — это мера цельности человека: без
внутренней цельности нет личности.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ