Идея личностной уникальности (индивидуальности) человека :: vuzlib.su

Идея личностной уникальности (индивидуальности) человека :: vuzlib.su

11
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Идея личностной уникальности (индивидуальности) человека

.

Идея личностной уникальности (индивидуальности) человека

Уникальность человека проявляется уже на биологическом
уровне. Сама природа зорко бережет в нем не только родовую сущность, но и
уникальное, особенное, хранимое в его генофонде. Все клетки ор­ганизма
заключают в себе генетически контролируемые специфи­ческие молекулы, делающие
данного индивида биологически непо­вторимым: ребенок появляется на свет уже с
даром уникальности. Разнообразие человеческих Индивидуальностей поразительно,
уни­кальность наблюдается даже у животных: кто имел возможность хоть
сколько-нибудь наблюдать за поведением нескольких животных одного вида в
одинаковых условиях, не мог не заметить различий в их «характерах».
Уникальность людей поразительна даже в своем внешнем проявлении. Однако
подлинный ее смысл проявляется не столько во внешнем облике человека, сколько в
его внутреннем духовном мире, в особенном способе его бытия, в манере его
поведе­ния, общения с людьми и природой.

Что же представляет собой человеческая уникальность?

Наследственные особенности, неповторимые условия микросре­ды
и разворачивающаяся в этих условиях деятельность личности формируют
социально-психологическую уникальность человека, его индивидуальность. Но
индивидуальность есть не некая сумма этих ас­пектов, а их органическое
единство, такой сплав, который в дейст­вительности неразложим на составляющие:
человек не может по своему произволу оторвать от себя что-то одно и заменить
его на другое, он всегда обременен багажом своей биографии. Индивиду­альность —
это неделимость, единство, целостность, бесконечность, с го­ловы до ног, от
первого до последнего атома, насквозь, повсюду я — индивидуальное существо.

Индивидуальность не есть, конечно, некий абсолют, она не об­ладает
полной и окончательной завершенностью, что является ус­ловием ее постоянного
движения, изменения, развития, но в то же время она — это самая устойчивая
основа, а как частный случай — инвариант и одна из основ (другая основа —
социум) личностной структуры человека, изменяющийся и одновременно неизменный
на протяжении всей его жизни, скрывающаяся под множеством обо­лочек самая
нежная, самая таинственная часть его — душа.

Чтобы понять, какова же значимость уникальных особенностей
личности в жизни общества, ответим на вопрос: каким было бы об­щество, случись
вдруг, что в силу каких-то причин все люди в нем оказались бы на одно лицо, со
штампованными мозгами, мыслями, чувствами, способностями? Представим себе
мысленно, что все люди данного общества оказались каким-то искусственным
образом перемешанными в однородную массу телесного и духовного, из ко­торого
рука всесильного экспериментатора, разделив эту массу ровно пополам на женскую
и мужскую части, сделала всех однотип­ными и во всем равными друг другу. Могла
ли бы эта двойная оди­наковость образовать нормальное общество?

Разнообразие индивидуальностей — существенное условие и
форма проявления успешного развития общества. Индивидуальная неповторимость и
оригинальность личности — это не просто вели­чайшая общественная ценность, а
настоятельная потребность и цель развития здорового, разумно организованного
общества.

Таким образом, понятие человеческой уникальности имеет
существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений,
событий, в уяснении механизма функционирования и развития общества,
эффективного управления им.

Всю свою жизнь я наблюдаю и размышляю о природе человека и
должен признаться, что невозможно узнать о ней все: сколько ее ни изучай, рано
или поздно непременно убедишься в том, что че­ловек — это великая тайна и для
других, и для самого себя. С ней он родится и живет до конца дней своих, унося
в мир иной свою тайну, особенно тайну своей души, своего сознания и разума.

Говоря о загадочной человеческой личности, ее непроницаемос­ти
для раскрытия всей полноты ее сущности, мы не должны впадать в крайность
антропологического агностицизма. Мы ведь пока рас­смотрели проблемы человека,
личности в общих чертах. А тайна личности далеко не ограничивается тем, что
нами сказано. Она пре­бывает в глубинах духовного мира, в душе, психике,
сознании чело­века. Рассматривая их, мы слегка приподнимаем завесу над тайной
человека.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ