Тема 6. О единстве человека и природы :: vuzlib.su

Тема 6. О единстве человека и природы :: vuzlib.su

7
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Тема 6. О единстве человека и природы

.

Тема 6. О единстве человека и природы

Со времени появления общества на Земле происходит три рода
процессов: собственно природные, специфически общественные и как бы
сплавленные, которые сочетают в себе и те и другие.

Диалектика взаимодействия природы и общества такова, что по
мере развития общества его непосредственная зависимость от природы уменьшается,
а опосредованная — усиливается. Это и понятно: познавая все в большей степени
законы природы и на их основе преобразуя ее, человек увеличивает свою власть
над ней; вместе с тем общество в ходе своего развития вступает во все более широкий
и глубокий контакт с природой. Человек и исторически, и онтогенетически по­стоянно,
изо дня в день общается с окружающей природной средой.

Невозможно анализировать общество, не принимая в соображе­ние
его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. Воздействие
общества на природу обусловливается развитием мате­риального производства,
науки и техники, общественных потреб­ностей, а также характером общественных
отношений. При этом в силу нарастания степени такого воздействия происходит расшире­ние
рамок географической среды обитания и ускорение некоторых природных процессов:
накапливаются новые свойства, все более от­даляющие ее от девственного
состояния. Если лишить современную географическую среду ее свойств, созданных
трудом многих поко­лений, и поставить современное общество в исходные природные
условия, то оно не сможет существовать: человек геохимически пере­делал мир, и
этот процесс уже необратим.

Но и географическая среда оказывает немаловажное влияние на
развитие общества. Человеческая история — наглядный пример того, как условия
среды и очертания поверхности планеты способствовали или, напротив,
препятствовали развитию человечества. Если на Крайнем Севере, в этой
оледеневшей стихии, человек вы­рвал у негостеприимной, суровой природы средства
существования ценой мучительных усилий, то в тропиках, в царстве ярких благо­ухающих
цветов, вечной зелени и сочных плодов, необузданная пышность расточительной
природы ведет человека, как ребенка, на помочах. Географическая среда как
условие хозяйственной деятельности общества может оказывать определенное
влияние на хозяйственную специализацию стран и районов.

Природная среда жизни общества не ограничивается географи­ческой
средой. Качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего
живого — биосфера, включающая населенную орга­низмами верхнюю часть земной
коры, воды рек, озер, морей и океанов, а также нижнюю часть атмосферы. Ее
структура и энергоинформационные процессы определяются прошлой и современной
деятельнос­тью живых организмов. Она находится под влиянием космических, а
также глубинных подземных воздействий: это гигантская природная биофизическая и
биохимическая лаборатория по преобразованию солнечной энергии через зеленый
покров планеты. В результате дли­тельной эволюции биосфера сложилась как
динамическая, внутрен­не дифференцированная равновесная система. Но она не
остается неизменной, а, будучи самоорганизующейся, развивается вместе с
эволюцией Вселенной и всего живого. История жизни на нашей пла­нете показывает,
что глубокие преобразования происходили уже не раз и качественная перестройка
биосферы приводила к исчез­новению разных видов животных и растений и появлению
новых. Эволюционный процесс биосферы имеет необратимый характер.

Понятие «ноосфера» ввел наш выдающийся естествоиспыта­тель и
мыслитель В.И. Вернадский. Он был одним из создателей антропокосмизма,
представляющего в единстве природную (космичес­кую) и человеческую
(социально-гуманитарную) стороны объектив­ной реальности, исследовал проблему
перехода биосферы в ноосфе­ру. Эти идеи развивал далее, но в этом же духе П.
Тейяр де Шарден, а у нас эти принципы развивались А.Л. Чижевским в
замечательном произведении «Земное эхо солнечных бурь» (М., 1976).

Помимо растений и животных организмов биосфера включает в
себя и человека: человечество — часть биосферы. Причем его вли­яние ускоряет
процесс изменения биосферы, оказывая все более мощное и интенсивное воздействие
на нее в связи с развитием науки и техники. С возникновением человечества
осуществляется переход к новому качественному состоянию биосферы — ноосфере (от
греч. noos — ум, разум), представляющей собой сферу живого и разумного.
Ноосфера, таким образом, не отвлеченное царство разума, а исто­рически
закономерная ступень развития биосферы, создаваемая прежде всего ростом науки,
научного понимания и основанного на ней социального труда человечества. Можно
сказать, что ноосфе­ра — новая, особая реальность, связанная с более глубокими
и все­сторонними формами преобразующего воздействия общества на природу. Она
предполагает не только использование достижений естественных и гуманитарных
наук, но и разумное сотрудничество государств, всего человечества, и высокие
гуманистические прин­ципы отношения к природе — родному дому человека.

Экология (от греч. oikos — обиталище, местопребывание) есть
наука о родном доме человечества, об условиях обитания тех, кто его населяет. Б
более строгом определении экология — комплексное на­учное направление,
изучающее закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его
обитания с целью поддержания динамического рав­новесия системы «общество —
природа».

Известно, что человеческая деятельность является тем
каналом, по которому осуществляется постоянный «обмен веществ» между человеком
и природой. Любые изменения в характере, направлен­ности и масштабах
человеческой деятельности лежат в основе из­менений отношения общества и
природы. С развитием практически-преобразующей деятельности человека
увеличились и масштабы его вмешательства в естественные связи биосферы.

В прошлом использование человеком сил природы и ее ресурсов
носило преимущественно стихийный характер: он брал у природы столько, сколько
позволяли его собственные производительные силы. Но научно-техническая
революция столкнула человека с новой проблемой — с проблемой ограниченности
природных ресур­сов, возможного нарушения динамического равновесия сложившей­ся
системы, а в связи с этим и с необходимостью бережного отно­шения к природе.
Если, таким образом, прошлый тип отношения общества к природе носил стихийный
(а чаще безответственный) характер, то новым условиям должен соответствовать и
новый тип — отношение глобального, научно обоснованного регулирования, ох­ватывающего
как природные, так и социальные процессы, учиты­вающего характер и границы
допустимого воздействия общества на природу с целью не только ее сохранения, но
и воспроизводства. Теперь стало ясно, что воздействие человека на природу
должно происходить не вопреки ее законам, а на основе их познания. Ви­димое
господство над природой, приобретаемое за счет нарушения ее законов, может
иметь только временный успех, оборачиваясь в результате непоправимым ущербом и
для самой природы, и для че­ловека: не стоит слишком обольщаться нашими
победами над при­родой, за каждую такую победу она нам мстит.

Осознание возможности глобального экологического кризиса
ведет к необходимости разумной гармонизации взаимодействий в системе «техника —
человек — биосфера». Человек, превращая все большую часть природы в среду
своего обитания, расширяет тем самым границы своей свободы по отношению к
природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобразующее
воздей­ствие на нее. Здесь находит свое конкретное выражение общефило­софский
принцип: чем полнее свобода, тем выше ответственность.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ