Тема 7. Философия и политическая экономия :: vuzlib.su

Тема 7. Философия и политическая экономия :: vuzlib.su

35
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Тема 7. Философия и политическая экономия

.

Тема 7. Философия и политическая экономия

На общественную жизнь распространяются все уже рассмотрен­ные
общефилософские положения. В то же время они здесь кон­кретизируются и имеют
значительную специфику, обусловленную объектом своего приложения. Этот объект —
общество — настолько важен и всеобъемлющ, что даже относительно частное примене­ние
общефилософских законов имеет принципиальное значение может быть не столько для
науки, сколько для практики, для каждого из нас. Ведь каждый из нас живет в
обществе. С другой стороны, видение относительно частных явлений с общефилософских
позиций имеет решающее мировоззренческое и смысложизненное зна­чение.

Начиная изложение социальной философии с экономики и
политики, мы отнюдь не следуем марксистским догмам об их непре­ходящей
всеобъемлющей роли. Но, нравится нам это или нет, счи­таем ли мы сегодняшнее
положение экономики и политики в жизни общества преходящим или перманентным, —
мы должны признать объективную значимость этих явлений в современной жизни миро­вого
сообщества.  А признав ее, необходимо признать и необходи­мость их изучения —
для поддержки ли концепции политической и экономической основы развития
общества или для ее отрицания.

Политика и экономика имеют свою специфику, но в то же время
их очень многое объединяет. Прежде всего их объединяет то, что именно они практически
определяют сегодняшнюю жизнь общест­ва. Кроме того, они в значительной степени
ориентированы друг на друга: ведь не случайно до сих пор экономику у нас
называют политической, а основным видом политики считается политика
экономическая. Впрочем, и тенденции к их разделению отчетливы и достаточно
сильны, особенно на Западе.

Здесь мы постараемся подчеркнуть как объединяющие, так и
разделяющие их моменты и обозначить перспективы экономики и по­литики в будущем
мировом сообществе.

Необходимо подчеркнуть, что в паре «экономика — политика»
экономику следует рассматривать в первую очередь. Конечно, эти сферы неразрывны
и едины, но если подходить к делу исторически, то можно сказать, что в дремучие
времена первобытности эконо­мическая жизнь — труд, обмен продуктами труда и
т.п. — существо­вала, политики же в ее настоящем смысле тогда еще не было. При­веду
один пример «политического» решения «выборов» вождя пле­мени. Взрослые члены
племени производили этот выбор по такому критерию: со всей силы трясли дерево, а
претендент на самом верху кроны держался за ветви. Если он не сваливался
оттуда, то считался «избранным» — за ним признавалось право вождя. Пусть
читатель сам решит, можно ли такое «избрание» считать политическим…

Экономическая деятельность имеет характер борьбы за жизнь,
точнее, за определенный уровень жизни. Хозяйственная нужда на­двигается на нас
как неумолимая необходимость, от которой нельзя уйти, не уходя от самой жизни.
Экономика изначально тяготеет над человеком и человечеством.

Светлые перспективы цивилизации во многом определяются тем,
насколько успешно функционируют общественные системы в их взаимной связи, как
единое целое, где каждое звено работает на целое, а целое стимулирует
жизнеутверждающую силу частей. Что же можно выявить в тончайшей паутине
социально-экономических связей с философско-экономической точки зрения? Какова
методо­логическая роль философской культуры в осмыслении
социально-экономической реальности?

Без экономического образования ныне вообще вряд ли возможно
управлять делами государства. Речь идет не о профессиональном знании
современной экономики во всех ее узкоспециальных про­блемах, а хотя бы об общем
знакомстве с макроэкономикой в ее основополагающих принципах.

Экономическая философия входит в систему социальной фило­софии,
составляя ее существенную часть: у нее есть свой особый срез проблем, или угол
зрения на экономическую жизнь общества. Чтобы ответить на вопрос, что такое
экономическая философия как философское учение, следует прежде понять, что
такое полити­ческая экономия.

По словам К. Маркса, анатомию гражданского общества следует
искать в политической экономии. В этом заключается глубокая ис­тина, если ее не
абсолютизировать, не возводить во все определяю­щий, все детерминирующий
фактор, в особое бытие, которое опре­деляет всю духовную жизнь общества по
принципу «бытие опреде­ляет сознание». Это неверно. Сознание изначально и
органично включено во все звенья экономической жизни общества: ведь субъ­ектом
экономических отношений является человек, обладающий со­знанием. Он сознательно
производит и осуществляет обмен, куплю и продажу. Все его действия определенным
образом мотивированы и включены в нескончаемую цепь потребностей,
целеполаганий, во­левых действий, ответственности, правосознания и т.д.
Общество во всем его объеме — это субъектно-объектная реальность, и было бы
неверным искать тут пресловутую «первичность и вторичность», за­путываясь в
паутине загадки «курицы и яйца».

Экономическая жизнь есть социальный процесс, в котором люди
выступают и в качестве непосредственных деятелей конкретного хозяйства, и
опосредованно в качестве «частей» общехозяйствен­ного организма.

Связи людей, складывающиеся между ними в процессе производ­ства,
образуют сложную структурно-функциональную и иерархичес­ки-соподчиненную
систему; эта система образует то, что называют производственными отношениями.
Она охватывает и отношения к средствам производства, т.е. форму собственности,
и связи между людьми в процессе обмена, распределения и потребления создава­емых
благ, и отношения людей, обусловленные их производствен­ной социализацией, т.е.
выражающие разделение труда, и отноше­ния сотрудничества и соподчинения —
управленческие отношения, и все другие отношения, в которые вступают люди.

В современном производстве, в котором все большую роль игра­ет
система управления, немалое значение приобретают отношения, складывающиеся в
результате подбора и расстановки кадров с уче­том их способностей, опыта,
интересов и нужд самого производства, кадровая политика в целом. Таким образом,
система экономических отношений чрезвычайно обширна — от индивидуальных
отношений отдельных производителей до основополагающего отношения к средствам
производства. Поскольку экономические отношения сегодня носят политический
характер и управляются политическими методами, учение об экономике называется
политической экономией.

Исключительная значимость политической экономии определя­ется
тем, что она и сегодня обладает всемирно-объединяющей силой в жизни всего
человечества. А жизнь человечества — это предмет философии. Поэтому философы
изучали, анализировали и писали о политической экономии, участвуя в ее
углубленно-обобщающем осмыслении.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ