Философия и психология труда :: vuzlib.su

Философия и психология труда :: vuzlib.su

77
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Философия и психология труда

.

Философия и психология труда

Потребность в жилье, в пище и ее приготовлении, надобность в
одежде и множестве других вещей, которые имеют характер не толь­ко простой
желательности, но и необходимости, приводят к тому, что жизнь человека
чрезвычайно сложна. При этом человек при­вносит многообразие в свои
потребности, а по мере того как вкус и полезность становятся критериями оценки,
и сами потребности оказываются подчинены вкусам. Удовлетворение потребности в
ко­нечном счете нацелено уже не на саму по себе потребность, а на вкусовые
утонченности, характерные для культуры и даже моды, что в свою очередь порождает
особые желания, а их великое множество. Когда люди привыкают к тому, чтобы
пользоваться многим, у них это многообразие желаемого стремится куда-то в
бесконечность. Цели переплетаются со средствами. Сами средства становятся це­лями.
По словам Гегеля, каждое удобство обнаруживает и свое не­удобство, и этим
изобретениям нет конца. Само неудобство стано­вится потребностью, но не для
тех, кто непосредственно пользуется им, а для тех, кто ищет выгоды от его
возникновения у других.

Так разрастается сфера услуг для удовлетворения всевозможных
желаний и прихотей. Потребности и средства их удовлетворения становятся бытием
для каждого. Все это порождает определенную сферу взаимоотношений людей:
необходимость одних людей ори­ентироваться на других, которые могут доставить
им средства для удовлетворения их потребностей. Получая нужное мне от других, я
должен производить нечто, что нужно им. Так ткется паутина хо­зяйственной
жизни, где нити одних переходят к другим и наоборот, завязываются узелки
экономической жизни общества, а ее стержнем являются потребности и труд.

Таким образом, всю историю цивилизации можно рассматривать,
как постоянную деятельность людей, ориентированную на достиже­ние материальных
и духовных благ. Всякий нравственно оправдан­ный успех в жизни есть успех
труда. В Священном Писании сказано: «Ибо, когда мы были у вас, то завещавали
вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3, 10). Занятие
земледелием или промышленным производством, научным, художественным творче­ством
или каким-либо иным трудом формирует богатство и предпо­лагает добывание
средств к существованию от своего труда, от прак­тической хватки, от ума, а
также от опосредования потребностями и трудом других. В конечном счете всем,
что человек потребляет, он обязан самому себе, своей собственной деятельности.
Труд че­ловека, направленный на удовлетворение его потребностей и инте­ресов, в
такой же мере есть удовлетворение потребностей и инте­ресов других, как и своих
собственных, и удовлетворения своих по­требностей он достигает лишь благодаря
труду других. Еще в древ­ности Архилох сказал: «Все созидает для смертных
забота и труд человека».

Труд — это целесообразная деятельность людей, имеющая своим
содер­жанием преобразование, освоение природных и социальных сил для удов­летворения
исторически сложившихся потребностей человека и общест­ва; труд — это и
производство материальных благ, и воспитание человека, и врачевание, и
управление людьми в экономической и духовной сферах жизни общества. Он
порождает мир культуры, ее ценностей, при этом он и сам выступает в виде
феномена куль­туры.

Различают труд умственный и физический: чисто мыслительное
решение какой-нибудь проблемы — труд умственный, а вспашка земли — физический.
К умственному труду относятся научная ра­бота, деятельность композитора, поэта
и т.п. Это, конечно, весь­ма различные виды деятельности. Но при всем этом их
различие не абсолютно, ибо всякая физическая работа содержит интеллек­туальную
составляющую: без определенной «смекалки» не обходит­ся никакой физический труд.
Труд одаренного человека, настоя­щего мастера своего дела характеризуется не
только своей резуль­тативностью, но и эстетическим началом: с каким искусством
тво­рит мастер.

Труд, особенно на его творческом уровне, есть выражение вы­сокого
предназначения человека, образ Божий в человеке. Даже под­невольный труд не
уничтожает свободы человека, ибо осознание неволи и рабства доступно лишь
свободному по природе существу, знающему, помнящему и ценящему свою свободу.
Пожалуй, только бессмысленный труд вызывает у человека неприязнь, символом чего
является безнадежное бремя вкатывать сизифов камень на гору, чтобы позволить
ему скатиться вниз.

Каждое человеческое существо как центр личной энергии и как
духовный индивидуум имеет притязание и право испытать свои силы в труде и
«оправдаться» своими достижениями в нем, ибо тот, кто оправдался, кто «показал»
себя с лучшей стороны и доказал всем свою положительную силу, тот привлекает к
себе общее уважение и сам установит свой жизненный вес. А для этого есть только
один путь — трудиться и трудом своим создавать новое и благое. В этом и состоит
жизненное испытание; именно этим человек «оправды­вает» свое земное бытие.
Здесь мало «мочь», здесь надо совершить и создать; мало говорить пустые слова
«я мог бы, если бы захотел», надо захотеть и осуществить, «показать себя на
деле». А для этого необходимо мастерство. Неумелый человек, по словам Гегеля,
всег­да производит не то, что он хочет произвести, потому что он не господин
своей собственной деятельности, тогда как умелым может быть назван рабочий,
который производит предмет таким, каким он должен быть, и не обнаруживает в
своей субъективной деятель­ности противодействия цели. В этом-то человек и
находит призна­ние со стороны других и самопризнание: он законно гордится своим
делом в виде его результатов. В этом и заключается суть феномена вложенного
труда.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ