«Невидимая рука и зоркий  глаз» государства :: vuzlib.su

«Невидимая рука и зоркий  глаз» государства :: vuzlib.su

87
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


«Невидимая рука и зоркий  глаз» государства

.

«Невидимая рука и зоркий  глаз» государства

Рынок — это удивительно сильный социально-экономический
феномен, благодаря которому во многом держится весь социально-экономический
порядок общества и совершается исторический про­гресс. Истоки рынка уходят в
глубь седой старины, когда люди всту­пали в отношения купли-продажи путем
простого обмена товарами, когда они взаимно приобретали то, чего у них не было,
но что им было жизненно необходимо.

Рынок, исторически формируясь как объективная экономичес­кая
и социальная реальность, развивается и цивилизуется вместе с обществом. Это
естественный, в основном саморегулирующийся ме­ханизм выявления существующих
потребностей и их удовлетворе­ния, единственная сообразная с разумом форма
отношения между производителем и потребителем, форма, освященная практикой
многих веков истории человечества. Рынок выступает мощным регулятивом; это
своего рода водоворот, захватывающий в своем не­умолимом потоке буквально все
стороны жизни общества, даже и межличностные отношения. Рынок прежде всего
регулирует и контролирует соотношение спроса и предложения, выявляет
жизнестойкость тех или иных предприятий, учреждений, фирм, коллективов и даже
отдельных лиц, постоянно удерживая интенсивность их деятельности на максимально
высоком уровне, стимулируя стремление к конкурентоспособности. Рыночное
хозяйство приводится! в движение экономической мотивацией, т.е. внутренними
побуждениями, устремленными к достижению прибыли.

Рынок — это арена сделок, руководимая экономическими
интересами. Но истинно мудрый и опытный предприниматель не может быть легко
обманут ложными признаками выгоды. Естественно, что производитель товара и
покупатель всегда согласны в том смысле или в том отношений, что один хочет
купить то, что другой хочет продать, хотя, правда, не всегда по одной и той же
цене. Но всегда есть цена, которая обоих в конечном счете удовлетворяет и прими­ряет:
купля-продажа состоялась. То, что человек покупает, он по­требляет, зная, что
он будет опять и опять покупать. А тот, кто про­дает, знает, что он снова и
снова будет продавать. Так ткется нескон­чаемая нить паутины рынка. В желаниях
производителей нет антагонистических противоречий, пока у каждого есть
покупатели и места сбыта, пока наличествуют спрос и сбыт. Но по мере того, как
объемы производства увеличиваются, каждый из производителей желает производить
все больше и больше товара с целью захватить весь рынок сбыта. Желания
производителей в таком случае входят в противоречие, и борьба между ними
становится неизбежной. Рынок жесток и беспристрастен: на его лике нет ни стыда,
ни со­вести. Он подчиняется только принципу спроса и предложения. Чем больше
спрос, тем выше цена и наоборот: вот его немой императив.

Что касается потребителей, то чем меньше будет желающих,
например, купить товар именно данного вида, тем ниже его цена. Же­лания
потребителей сталкиваются в том случае, когда количество данных вещей, как
предметов первой необходимости, так и пред­метов роскоши, на рынке меньше, чем
число желающих их купить. Прежде чем стать предметом рыночного спроса, та или
иная вещь через рекламу заявила о себе («как она хороша и нужна») потенци­альному
покупателю, вызвав тем самым «предупредительный запрос о себе».

Потребитель через рынок влияет на предпринимателя, произво­дящего
товары, и наоборот: то или иное предприятие, фирма при помощи созданной ею
организации властно действует на потреби­теля, скажем, через рекламу, тем самым
оказывая сильное влияние на рынок, проталкивая новые товары, влияя на
психологию потре­бителя, меняя его вкусы и потребности.

Рынок — это сама процедура купли-продажи, т.е. сами
социальные человеческие действия, которые происходят в каждом конкретном случае
как индивидуальное действие или, говоря строже, взаимо­действие покупающего и
продающего. И каждое такое действие и взаимодействие бывает полно тончайших
проявлений человеческой души.

Рынок являет собой совокупность отношений товарного обмена,
соци­ально-экономический механизм взаимодействия продавца и покупателя, сферу
обмена как внутри страны, так и между странами.

Сегодня экономисты обычно определяют государственное
регулирование экономики в рыночных условиях как систему типовых мер
законодательного, исполнительного и контрольного характера, осуществляемых
правомочными государственными органами, а также общественными организациями в
целях улучшения, стабили­зации и приспособления действующей рыночной системы к
налич­ным условиям. В конечном счете, такое регулирование имеет своей целью не
только улучшение функционирования самого рынка, но и защиту интересов
населения.

Наиболее высоким уровнем государственного регулирования яв­ляется
стратегически продуманное экономическое программирова­ние. Его суть состоит в
комплексном использовании в глобальных целях всех существенных составляющих
рыночной системы функ­ционирования экономики.

Как известно, споры относительно экономической политики
государства велись издавна, они продолжаются и поныне. Этих споров не избежали
и страны с развитой рыночной экономикой. Здесь по меньшей мере четвертая часть
всего дохода, а зачастую и значитель­но больше расходуется на социальные нужды.
Государство регули­рует, корректирует рынок, в первую очередь контролируя
правовые институты, обеспечивающие нормальную работу рыночного меха­низма. Оно
ведает судебной системой (карающей экономических преступников), гарантирует
выполнение законов, управляет денеж­но-кредитной системой, на которой строятся,
по существу, все ры­ночные операции. Кроме того, государство обеспечивает
соблюде­ние законодательства в рыночной конкуренции, способствуя пред­отвращению
недобросовестных способов ведения бизнеса, скажем, мошенничества,
взяточничества и т.п., а также препятствует возникновению монополий или по
крайней мере регламентирует их деятельность. Иначе говоря, государство призвано
исправлять «не­достатки» рыночной системы.

Ясно, что в число проблем рыночной системы не входит обес­печение
общественного благосостояния, особенно там, где права собственности нечетко
определены или где у частных собственни­ков отсутствует экономическая мотивация
для использования своего капитала в интересах всего общества. Ведь сам по себе
рынок не в состоянии должным образом обеспечить нужды государственной обороны,
сохранять окружающую среду, гарантировать каждому гражданину нормальное
питание, добротное медицинское обслужи­вание, жилье. Немалое число граждан в
силу физической или умст­венной недееспособности лишено возможности вносить
эффектив­ный вклад в рыночную экономику. Поэтому государство, исходя из
этических и социальных соображений, обязано помогать таким людям.

Таким образом, глубоко заблуждаются те, кто придерживается
точки зрения, согласно которой следует отстранить государство от вмешательства
в экономику, особенно в условиях ее реформирова­ния. В переходный период
функции государства должны быть более многообразными и более сильными, чем в
спокойные времена ста­бильного действия законов рыночной экономики и частного
пред­принимательства. Государственную экономическую политику следу­ет нацелить
на смягчение и предотвращение спада и тем более ра­зорения предприятий или, как
говорят экономисты, предотвращение «перегрева» экономики. Государство призвано
держать под кон­тролем кредитно-финансовую систему, следить за количеством
денежной массы, которая в данное время находится в обращении, и за тем, как эти
деньги расходуются, осуществлять наиболее разумное взимание налогов.
Государственное регулирование (в кризисные пе­риоды) должно выступать как часть
управления, но не заменять ры­ночные механизмы.

В заключение подчеркнем, что экономические процессы совре­менного
производства модифицированы в результате усиления вли­яния государства. Это
позволяет государству добиваться смягчения противоречий между рабочими и
предпринимателями в рамках де­мократических форм правления. Благодаря этому
различного рода кризисные явления смещаются из политической и даже экономи­ческой
области в административно-управленческую сферу, что ска­зывается и на изменении
характера кризисов. Управление, которое базируется на принципах производственно-трудовой
рациональнос­ти, входит в конфликт с реально господствующей в обществе пове­денческой
мотивацией. Такого рода конфликты улаживаются с помощью профессиональных
союзов, призванных защищать правовые интересы трудящихся.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ