Политический  строй либерально-демократического  общества :: vuzlib.su

Политический  строй либерально-демократического  общества :: vuzlib.su

42
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Политический  строй либерально-демократического  общества

.

Политический  строй либерально-демократического  общества

Необходимо различать тонкие «нити свободы» в ткани обществен­ного
устройства. Слово «демократия» образовано от греч. demos — народ, и kratos —
власть, т.е. понятие демократии предполагает власть народа. Эта власть
проявляется в свободных выборах, когда народ голосует за того или иного
претендента, например на пост главы государства, в участии народа в
референдумах при решении госу­дарственно  значимых проблем: по вопросам
конституции, присо­единения (выхода) какой-либо территории из состава единого
госу­дарства. Другим ручьем в потоке «реки свободы» является идея ли­берализма.
Либерализм (от лат. liberalis — свободный) — это свобода в широком смысле
слова: плюрализм мнений, свобода предприниматель­ства, свобода совести, свобода
слова, скажем, средств массовой ин­формации, печати, журналистских
расследований тех или иных форм нарушения закона и т.п. Словосочетание
«либеральная демо­кратия» содержит в себе обе эти смысловые «прожилки».
Либераль­ная демократия — это свобода. Но там, где свобода, там и попытка ее
попрания в виде произвола. Вот почему У. Черчилль сказал о демократии, что это
самый отвратительный вид государственного правления. И добавил: но человечество
пока не придумало ничего лучшего.

Демократия часто понимается и просто как свобода. Действи­тельно,
демократия являет собой систему идей и принципов свобо­ды. Однако она включает
в себя также практические нормы и спо­собы их реализации, которые
сформировались в течение долгой и часто мучительной истории. Можно сказать так:
демократия — это наполнение идей свободы законным статусом и определенными
практичес­кими способами его реализации в жизни общества. Главными характе­ристиками
политических систем демократического общества явля­ются основные принципы
конституционного правления, права че­ловека и равенство всех перед законом.

Там, где существует свобода совести, каждый отдельный
человек может требовать, чтобы ему дали возможность следовать своим собственным
интересам и убеждениям, конечно, в рамках действующих в данном обществе
правовых норм. Здесь уместно привести слова Монтескье: «Для того чтобы
пользоваться свободой, надо, чтобы каждый мог творить то, что он думает; для
того чтобы сохранить свободу, опять-таки надо, чтобы каждый мог творить то, что
он ду­мает; поэтому гражданин такого государства будет говорить и писать обо
всем, о чем не запрещено говорить и писать прямым постанов­лением законов».

Еще Гегель говорил, что для государственной власти свобода
слова менее опасна, чем безмолвствование граждан, ибо «последнее заставляло
опасаться, что будут хранить в душе то, что имеют сказать против данного дела,
между тем, как рассуждение дает в одном на­правлении исход и удовлетворение,
благодаря чему дело во всем остальном может подвигаться по прежнему пути». При
этом чело­век, способный к повиновению только из страха, превращается в волка,
как только отпадает страх. Человек без чувства ответствен­ности и чести не
способен ни к личному, ни к общественному само­управлению, а потому не способен
и к свободе, и к демократии. Если в народе нет здравого правосознания, то
свободный демократичес­кий строй превращается для беспринципных и пронырливых
людей в источник злоупотреблений и преступлений. Настоящая либераль­но-демократическая
система предполагает исторический навык, приобретаемый народом в результате
большого опыта и борьбы; она предполагает в народе наличие культуры
правосознания, законопослушания и свободы; она требует от людей политической
силы суждения и живого чувства не только личной, но и социальной от­ветственности.

В либерально-демократическом обществе власть должна
принадлежать тем, кому удастся взять ее в свободном соревновании на вы­борах:
настоящая демократия и подлинный либерализм предполагают сильную власть. Еще
Сократ говорил, что в государстве должны править не масса, а добрые и сведущие
лица. В противном случае, как справедливо утверждал Аристотель, демократия
может вырож­даться в охлократию (власть толпы), пренебрегающую законами, когда
всякого рода демагоги и льстецы правят от имени народа. Но два понимания
демократии — как власти народа и как власти боль­шинства — не совпадают.
Большинство может заблуждаться и дей­ствовать под влиянием эмоций, момента,
вопреки или в угоду собственным интересам и во вред будущему страны. Такой
пример народного помрачения дает афинская демократия — казнь десяти
талантливейших стратегов или казнь великого Сократа. Сущность демократии — не в
произволе, а в праве народа устанавливать через своих избранников разумное
законодательство, которому должен подчиняться и сам народ.

Каковы же права большинства и права меньшинства? Все демо­кратии
являют собой системы, в которых граждане свободно при­нимают политические
решения в соответствии с принципом боль­шинства голосов. Но подчинение
меньшинства большинству не всег­да бывает демократическим. Так, нельзя назвать
честной и справед­ливой систему, при которой 51 проценту населения позволено
угне­тать остальные 49 именем большинства. В демократическом обще­стве право
большинства сочетается с гарантиями прав личности, которые в свою очередь
служат защите прав меньшинства, будь то этнические меньшинства или религиозные,
или политические, на­пример, те, кто потерпел поражение в дебатах при
обсуждении спор­ного закона. Права меньшинства не зависят от доброй воли боль­шинства
и не могут быть отменены большинством голосов. Права меньшинства защищены,
потому что демократические законы и ин­ституты защищают права всех граждан.
Когда представительная де­мократия действует в соответствии с конституцией,
ограничиваю­щей государственную власть и гарантирующей основные права всем
гражданам, такая  форма правления именуется конституционной де­мократией.
Демократическая система характеризуется также разви­тым и влиятельным
институтом общественного мнения, наиболее полно выражаемого средствами массовой
информации. А плюра­лизм мнений и убеждений, многопартийность, как правило,
способ­ствуют появлению достойных людей и их восхождению на вершину власти. В
таком обществе правит большинство и права меньшинства защищены законом и
институтами, проводящими законы в жизнь. «Одним словом,   свободное государство,
т.е. постоянно волнуемое борьбой партия,   может сохранять себя только в том
случае, если оно способно исправлять свои ошибки благодаря собственным за­конам».
Эти принципы определяют фундаментальные элементы всех современных демократий
независимо от исторических, эконо­мических и культурных различий народов. Таким
образом, либераль­ная демократия — это упорядоченная система свободного
созидания соци­альных ценностей.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ