Недемократические политические режимы :: vuzlib.su

Недемократические политические режимы :: vuzlib.su

41
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Недемократические политические режимы

.

Недемократические политические режимы

Чтобы обнаружить природу политического режима, бывает доста­точно
тех представлений, которые имеют о нем даже наименее ос­ведомленные люди:
«…республиканское правление — это то, при ко­тором верховная власть находится
в руках или всего народа или части его; монархическое — при котором управляет
один человек, но посредством установленных неизменных законов; между тем как в
деспотическом все вне всяких законов и правил движется волей и произволом
одного лица».

Монархия (от греч. monarchia — единовластие) — это такое
государственное устройство, при котором управление государством находится в
руках одного человека и по наследству остается в одной семье. В наслед­ственной
монархии исключены те споры и гражданские войны, которые могут возникнуть при
смене престола в выборной монархии, ибо честолюбивые могущественные особы не
могут питать никакой надежды на трон. Монарх не в состоянии непосредственно
осущест­влять всю полноту власти и частично доверяет реализацию отдель­ных
функций государственным чиновникам. Монархическая форма правления сохранилась и
поныне, например в Великобритании, Ис­пании, Швеции, но тут власть монархии
ограничена конституцией, законодательные функции переданы парламенту, а
исполнитель­ные — правительству.

В рабовладельческих и феодальных государствах монархия вы­ступала
как неограниченная деспотия. Гегель писал, что извраще­нием монархии является
деспотизм, когда правитель осуществляет управление государством по своему
произволу. При этом Гегель под­черкивает, что государственное устройство
зависит главным обра­зом от характера народа, от его нравов, степени
образованности, образа жизни и численности.

Следует упомянуть также такой недемократический режим, как
олигархия (от греч. oligarchia — власть немногих) — политическое и экономическое
господство, правление небольшой группы рабовладельцев, кре­постников,
капиталистов, милитаристской верхушки; финансовая олигар­хия — группа
крупнейших капиталистов, владеющих промышленными и банковскими монополиями,
фактически господствующих в экономи­ческой и политической жизни общества.

К недемократическим режимам относится и авторитарный (от
лат. autoritas — власть, влияние), базирующийся на антиправовой концепции и
практике властвования. К историческим формам та­кого режима относятся азиатские
деспотии, тиранические режимы древности, абсолютистские режимы средневековья,
Нового време­ни, а также военно-полицейские и фашистские режимы. Такого рода
режимы именуются также тоталитарными (от лат. totalitas — цель­ность, полнота).
При тоталитарных режимах власть основывается на однопартийной системе и все
пронизывающей, навязанной сверху идеологии. Это относится к культуре,
экономике, обществен­ной и личной жизни. Сам термин «тоталитаризм» ввел Б.
Муссолини для характеристики руководимого им движения и режима. При этом он
использовал идеи включившегося в фашистское движение итальянского
философа-неогегельянца Дж. Джантиле (1875—1944) о тоталитарном государстве как
воплощении нравственного духа наро­да, о растворении индивидуальности в
тотальных политических структурах. Джантиле вошел в фашистское правительство
Муссоли­ни. Он считал, что никаких границ государственного вмешательства в
частную жизнь человека не существует. В антиутопиях Е. Замятина «Мы» (1920), О.
Хаксли «Прекрасный новый мир» (1932) тотали­тарный строй описан как замкнутое
рационально-технократическое общество, «расчеловечивающее человека»,
превращающее его в ма­рионетку на основе психофизической инженерии и
уничтожения морали, любви, религии, подлинного искусства и науки. С середины
1930-х гг. различные концепции тоталитаризма распространяются в
социально-философской и художественной литературе как осмыс­ление практики
нацизма и сталинизма. А. Кестлер, О. Мальро, Дж. Оруэлл, Ф. Боркенау и др. дали
описание тоталитаризма как об­щества, качественно отличного от всех иных
обществ, существовав­ших в истории. Тоталитарный режим в их концепциях
базировался на таких принципах: всеохватывающая идеология, обращенная не к
разуму, а к инстинктам и интуиции; монолитная партия как носи­тель этой идеологии
и одновременно мощная машина власти над всеми сферами жизни общества и
личности; наделяемый харизматическими способностями вождь; жесткий аппарат
массового террора; абсолютизация национального превосходства и беспощадный
антисемитизм и, наконец, военная агрессивность, геополитические притязания.

В послевоенное время проводились многочисленные системати­ческие
исследования идеологических, политических, экономичес­ких и психологических
источников и предпосылок тоталитаризма. В работе английского экономиста Ф.
Хайека «Путь к рабству» (1944) генезис тоталитаризма связывался с
антилиберальными и социалистическими политическими течениями второй половины
XIX в., от­рицавшими абсолютную ценность личности и рассматривавшими человека
лишь как момент в движении к коллективной цели. В ра­боте X. Арендт «Источники
тоталитаризма» (1951) утверждалось, что существует отличие тоталитаризма от
других форм государст­венного насилия — деспотии, тирании, диктатуры;
прослеживалось превращение личности в элемент тоталитарной системы, для кото­рого
характерно сочетание безотчетной веры с крайним цинизмом.

В более широком смысле тоталитаризм нередко связывается с
выходом в XX в. на политическую сцену «массового человека» (О. Шпенглер, X.
Ортега-и-Гассет, Н.А. Бердяев), якобы легко попа­дающего в ситуации
экономических и военных потрясений под дей­ствие пропаганды национализма,
антисемитизма и мифологии «на­родности». Экономические корни тоталитаризма
усматриваются в стремлении в экстремальных условиях решать экономические про­блемы
путем централизации управления, командно-административ­ного планирования и
контроля над народным хозяйством. Счита­лось, что когда этот процесс разрушает
механизмы самоорганизации экономики, начинается роковое движение общества к
тоталитариз­му. В ряде стран Южной и Восточной Европы тоталитаризм явился
следствием «диктатуры модернизации»: эти общества столкнулись с задачей
провести форсированную индустриализацию и совершить экономический рывок в
условиях технологического отставания и низкого уровня образования, политической
и экономической куль­туры людей, засилья патриархальных отношений. В такой
ситуа­ции была сделана ставка на сильную власть, подавление рыночных отношений,
мобилизацию народа с помощью идеологических мифов и насилия на совершение
экономического чуда. Реализация этих идей разрушала традиционные социальные
институты, вела к бюрократизации и милитаризации общества и в конечном счете
заводила в тупик тоталитаризма, нашедшего свое пагубное выра­жение в России в
виде сталинизма, а в Германии в виде фашизма с Гитлером во главе.

Крайней формой тоталитаризма является фашизм (от лат.
fascismo, fasio — пучок, связка, объединение) — это открыто террорис­тическая
диктатура, направленная на подавление всех демократических свобод и
прогрессивных общественных движений, осуществление насилия над массами через
всеобъемлющую государственно-политическую машину, вклю­чающую систему массовых
организаций и разветвленный аппарат идеоло­гического воздействия, дополняемый
системой массового террора. Идеоло­гия фашизма — воинствующий расизм, шовинизм,
насилие, культ вождя, тотальная власть государства, всеобщий контроль над лич­ностью,
милитаризация всех сфер жизни общества. Широко исполь­зуя демагогические формы
пропаганды (апологеты фашизма утверж­дали, что в государстве не существует
больше свободного состояния мысли; имеются лишь мысли правильные и мысли,
подлежащие ис­треблению), разжигая у народа шовинистические и захватнические
настроения, фашизм являет собой опасные для человечества режим, идеологию и
насквозь агрессивную практику.

Во многом близким, а в чем-то даже тождественным ему в спо­собах
государственного управления является такой тоталитарный режим, как сталинизм,
который называют казарменным социализ­мом. (Не случайно партия немецких
фашистов именовалась нацио­нал-социалистской.) Удивительный парадокс: В. Ленин,
комменти­руя идеи К. Маркса и преимущественно Ф. Энгельса о государстве, говоря
о значимости создания социалистического государства, за­канчивает свой анализ
идеей о неминуемом отмирании государства, прямо смыкающейся с принципами
анархизма. Утверждая эту идею, Ленин, а потом уже и Сталин создали тоталитарное
государство. (И все это у нас было принято характеризовать как гениальное уче­ние
Ленина о государстве.)

Фашизм отличался от сталинизма прежде всего тем, что при фа­шизме
агрессия и террор были направлены в первую очередь на чужие территории, на
эксплуатацию и истребление народов завое­ванных территорий. В отличие от
сталинизма немецкому фашизму были присущи еще и расизм (чванство своей арийской
расой), зве­риная ненависть к евреям и вытекающая из этого политика унич­тожения
огромных масс этого народа. И при сталинизме, и при фа­шизме власти (в лице
вездесущего НКВД—КГБ в СССР или гестапо в гитлеровской Германии) пытались
держать под контролем всю жизнь народа, все помыслы и поступки людей. Ф.М.
Достоевский, предвидя опасность тоталитаризма, говорил устами персонажа
«Бесов»: «…главное — равенство. Первым делом понижается уровень образования,
наук и талантов… Цицерону отрезывается язык, Ко­пернику выкалывают глаза,
Шекспир побивается каменьями… Рабы должны быть равны… В стаде должно быть
равенство… Жажда об­разования есть уже жажда аристократическая…» Так было
на самом деле, но средства «массовой дезинформации» утверждали: «Я другой такой
страны не знаю, где так вольно дышит человек!» В таком ту­мане лжи строился
социализм со взором на сияющие высоты ком­мунизма. При этом достижение этих
высот каждый раз переноси­лось почему-то на двадцать лет.

Характеризуя коммунизм как противоестественный и
противообщественный строй, И.А. Ильин говорит, что его построение свелось к
попытке создать такой режим, который покоится целиком на началах ненависти,
взаимного преследования, всеобщей нищеты, всеобщей зависимости и полного
подавления личности. В основе коммунизма, продолжает Ильин, лежит идея
классовой ненависти, зависти и мести, идея вечной классовой борьбы пролетариата
с не­пролетариями; на этой идее строятся все образование и воспитание,
хозяйство, государство и армия; отсюда взаимное преследование граждан, взаимное
доносительство и искоренение. Проводится всеобщее изъятие имущества;
добросовестные и покорные теряют все, недобросовестные грабят и втайне
наживаются. После всеобщей экспроприации и пролетаризации оказывается, что в
стране имеется только один монопольный работодатель — диктаторское государство,
ведомое монопольной коммунистической партией и управляемое аппаратом
коммунистических чиновников. Все потуги «постро­ения» коммунизма осуществлялись
и осуществляются (по-другому, видимо, это невозможно) только при помощи системы
террора, т.е. насильственно, силой страха и крови. Всемогущество тоталитарного
государства во главе с тираном возможно лишь там, где воля народа подавлена
силой террора.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ