ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Человечество как едино-цельная социально-планетарная система
.
Человечество как едино-цельная социально-планетарная система
Никакое общество реально не существует как нечто вполне
самодостаточное, пребывая в гордом одиночестве. И чем дальше развивается то или
иное общество, тем больше оно вступает во всевозможные контакты с другими
государствами, образуя все более сложные связи и отношения. Это имело место уже
у первобытных племен. С тех пор взаимные связи сообществ и обществ все более
усиливались и усложнялись. Люди как по своей биологической природе, так и по
вселенским законам, в которые они вписаны изначально, и по своей социальной
сущности — члены единой «планетарной семьи». Каждый из нас, являясь гражданином
того или иного государства, одновременно в широком смысле — и гражданин всего
человечества. Ведь в какой-то мере он несет на своих плечах груз моральной
ответственности за все, что происходит в мировом сообществе.
Богатства человечества всегда выше и обширнее богатства отдельного
общества. По самой своей сути народы призваны «устроиться» на Земле всемирно.
В своем росте, подчиняясь общечеловеческому принципу развития, каждое общество
и каждая нация призваны самостоятельно пройти свои особые пути культуры, при
этом в той или иной мере вступая во всеобщую мировую взаимосвязь.
История в определенном смысле являет собой священную книгу
народов, своего рода зеркало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и
принципов поведения, завет предков потомству, дополнение, осмысление
настоящего и пример будущему. Гуманистически мыслящие умы убеждены, что ни
один народ не одарен какой-то особой способностью по сравнению с другими. В
мире нет народа, вошедшего в историю, который можно считать недостойным
исторической значимости, как нет и такого, который можно было бы считать особо
избранным. Можно сказать так: человечество в нас, а мы — во всем человечестве.
В России были времена, когда мы широко пользовались мировым
опытом для блага Отечества. Так, Петр I «прорубил окно в Европу»! его мысли и
деяния не знали национальной ограниченности. Многий «русские путешественники»
(например, Н.М. Карамзин) обнаружили, что Европа не была ни спасением, ни
гибелью России, она не отождествлялась ни с разумом, ни с модой, ни с идеалами,
она стала обыкновенной и понятной. Космополитами можно назвать Эразма
Роттердамского, французских философов-просветителей, Г Гейне, И.В. Гете, П.Я.
Чаадаева, А.И. Герцена, Н.М. Карамзина и многих других.
«Любовь к отечеству совместима с любовью ко всему миру.
Народ, приобретая свет знания, не наносит тем ущерба своим соседям. Напротив,
чем государства просвещеннее, тем больше они сообщают друг другу идей и тем
больше увеличивается сила и деятельность всемирного ума».
Ныне благодаря новейшим средствам связи, массовой информации
общение народов небывало возросло, стало все более ощутимо для всех, что
человечество являет собой единое целое. Теперь можно смело сказать: «Нет Запада
без Востока, нет Востока без Запада». Достижения науки и техники помогают нам
почувствовать не только многоликость, но и целостность мира, что открывает
новые возможности для обмена материальными и духовными ценностями.
Человечество, будучи многоликим, в то же время целостно. И
оно было таковым еще задолго до XX в. Когда цивилизация оказалась в опасности,
мы особенно остро почувствовали, как тесно переплетены ее корни. Человечество
кровно заинтересовано в мирном, деловом и доброжелательном диалоге, в
предотвращении войн, в научно-техническом и культурном прогрессе, в
любовно-бережном отношении к природе, в нормальных условиях своей жизни. Всем
народам есть место на нашей планете, и мы должны жить в мире и красоте и
неустанно улучшать условия нашего бытия, а не ухудшать его. Все, что
способствует единению наций и народов, слиянию их в неразрывный союз,
составляет величайшее благо для человечества. Вспомним слова А.С. Пушкина о А.
Мицкевиче:
Он говорил о временах грядущих,
Когда народы, распри позабыв,
В единую семью соединятся.
Все мы дети Вселенной, все мы плывем по волнам социального
бытия в одном ковчеге, имя которого — Земля.
.