ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Правосознание и его культура, правовое послушание
.
Правосознание и его культура, правовое послушание
Правосознания — это представления и понятия, выражающие
отношение людей к действующему праву, знание меры, в поведении людей с точки
зрения прав и обязанностей, законности и противозаконности; это правовые теории,
правовая идеология. Правосознание является идейным выражением объективных
общественных отношений, прежде всего экономических и социальных. Право
воздействует на формирование правосознания, а последнее реализуется в праве и
правосудии. Основы правосознания составляют чувство собственного достоинства,
совесть и внутренняя дисциплина воли, взаимное уважение и доверие граждан друг
к другу, к власти, а власти — к гражданам.
История знает острые конфликты правосознания лучших,
прогрессивнейших людей общества с действующими нормами права. Конфликт может
возникнуть и в результате произвола, когда человек ставит свое Я выше норм
права и морали общества, порой руководствуясь при этом идеями прогресса.
Общество карает личность за произвол.
Правосознание занимает как бы промежуточное положение между
политическим и нравственным сознанием. В отличие от политического сознания оно
относится к государству не как к объекту борьбы за политическую власть, а как к
внешней регламентирующей силе, требующей безусловного подчинения, но вместе с
тем получающей при этом и определенную оценку. В отличие от нравственных
норм, которые исходят не от государства, но от самого человека и имеют для него
абсолютный ценностный характер, но не имеют силы закона, в правосознании
понятия должного и справедливого мыслятся как то, что должно стать и
государственным законом, за нарушение которого должны последовать
материально-действенные санкции. При этом право нуждается в поддержке
нравственности: без постоянного взаимодействия с нравственностью правосознание
имеет шаткую основу. Недаром говорится: хорошие нравы лучше и надежнее даже
отличных законов.
«Нравы и обычаи суть порядки, не установленные законами…
Между законами и нравами есть то различие, что законы определяют
преимущественно действия гражданина, а нравы — действия человека. Между
нравами и обычаями есть то различие, что первые регулируют внутреннее, а вторые
— внешнее поведение человека».
В обиходной жизни мы забываем об ограничении правил и норм
поведения, но они все же остаются для нас незыблемыми. На стадии правосознания
они высвечиваются и выступают уже как осознанные регулятивы.
Правосознание во многом ориентируется на рационально-нравственные
оценки. Между нравственностью и правом существует теснейшая связь: право в
самом себе имеет и нравственный смысл. Как нравственное, так и правовое
сознание — это различные грани едино-цельной духовной жизни человека и
общества. Будучи связанными, нравственность и право — это вместе с тем
сущностно различные формы личного и общественного сознания. Различие между
ними состоит, в частности, в неограниченности чисто нравственных состояний и
норм и ограниченности правовых требований. Можно определить право как «минимум
нравственности», который юридически закреплен в соответствующих законах. Право
требует от своих граждан главным образом объективной реализации этого «минимума
добра» или реального устранения «известной доли зла», и в этой реализации право
с неизбежностью допускает принуждение. Истоки нравственного начала — в совести
человека, в его доброй воле. Иначе говоря, право есть принудительное требование
реализации определенного минимума добра или порядка, не допускающего известных
проявлений зла. Это обеспечивает достижение двух целей: личной свободы и общего
блага.
Понимание права предполагает понимание того, что законно или
незаконно, и осознание того, что исполнение его обязательно. По словам Ф.М.
Достоевского, подавлять в себе долг и не признавать обязанности, требуя в то же
время всех прав себе, есть только свинство. Право — необходимое условие
существования свободных людей в обществе. Если ты хочешь быть свободным, ты
должен ограничить свою свободу, дабы предоставить свободу другим.
Итак, обыденно-практический уровень правосознания стремится
оценить действующие законы с позиции их соответствия нравственным требованиям,
а теоретическое правовое мышление рассматривает действующее право с позиции
его социального и политического смысла, его соответствия рациональным
требованиям, объективно обусловленным реальным процессом общественной и политической
жизни. Это можно рассматривать как противоречие, а можно и как
взаимодополнение. Такие два подхода основываются на практике: в жизни
реализуется и тот, и другой.
.