Правосознание и его культура, правовое послушание :: vuzlib.su

Правосознание и его культура, правовое послушание :: vuzlib.su

73
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Правосознание и его культура, правовое послушание

.

Правосознание и его культура, правовое послушание

Правосознания — это представления и понятия, выражающие
отношение людей к действующему праву, знание меры, в поведении людей с точки
зрения прав и обязанностей, законности и противозаконности; это правовые тео­рии,
правовая идеология. Правосознание является идейным выраже­нием объективных
общественных отношений, прежде всего экономических и социальных. Право
воздействует на формирование правосознания, а последнее реализуется в праве и
правосудии. Основы правосознания составляют чувство собственного достоинства,
со­весть и внутренняя дисциплина воли, взаимное уважение и доверие граждан друг
к другу, к власти, а власти — к гражданам.

История знает острые конфликты правосознания лучших,
прогрессивнейших людей общества с действующими нормами права. Конфликт может
возникнуть и в результате произвола, когда чело­век ставит свое  Я выше норм
права и морали общества, порой ру­ководствуясь при этом идеями прогресса.
Общество карает личность за произвол.

Правосознание занимает как бы промежуточное положение между
политическим и нравственным сознанием. В отличие от по­литического сознания оно
относится к государству не как к объекту борьбы за политическую власть, а как к
внешней регламентирующей силе, требующей безусловного подчинения, но вместе с
тем полу­чающей при этом и определенную оценку. В отличие от нравствен­ных
норм, которые исходят не от государства, но от самого человека и имеют для него
абсолютный ценностный характер, но не имеют силы закона, в правосознании
понятия должного и справедливого мыслятся как то, что должно стать и
государственным законом, за нарушение которого должны последовать
материально-действенные санкции. При этом право нуждается в поддержке
нравственности: без постоянного взаимодействия с нравственностью правосознание
имеет шаткую основу. Недаром говорится: хорошие нравы лучше и надежнее даже
отличных законов.

«Нравы и обычаи суть порядки, не установленные законами…
Между законами и нравами есть то различие, что законы опреде­ляют
преимущественно действия гражданина, а нравы — дейст­вия человека. Между
нравами и обычаями есть то различие, что первые регулируют внутреннее, а вторые
— внешнее поведение че­ловека».

В обиходной жизни мы забываем об ограничении правил и норм
поведения, но они все же остаются для нас незыблемыми. На стадии правосознания
они высвечиваются и выступают уже как осознанные регулятивы.

Правосознание во многом ориентируется на рационально-нрав­ственные
оценки. Между нравственностью и правом существует тес­нейшая связь: право в
самом себе имеет и нравственный смысл. Как нравственное, так и правовое
сознание — это различные грани едино-цельной духовной жизни человека и
общества. Будучи связан­ными, нравственность и право — это вместе с тем
сущностно раз­личные формы личного и общественного сознания. Различие между
ними состоит, в частности, в неограниченности чисто нравственных состояний и
норм и ограниченности правовых требований. Можно определить право как «минимум
нравственности», который юриди­чески закреплен в соответствующих законах. Право
требует от своих граждан главным образом объективной реализации этого «миниму­ма
добра» или реального устранения «известной доли зла», и в этой реализации право
с неизбежностью допускает принуждение. Истоки нравственного начала — в совести
человека, в его доброй воле. Иначе говоря, право есть принудительное требование
реализации определенного минимума добра или порядка, не допускающего из­вестных
проявлений зла. Это обеспечивает достижение двух целей: личной свободы и общего
блага.

Понимание права предполагает понимание того, что законно или
незаконно, и осознание того, что исполнение его обязательно. По словам Ф.М.
Достоевского, подавлять в себе долг и не признавать обязанности, требуя в то же
время всех прав себе, есть только свин­ство. Право — необходимое условие
существования свободных людей в обществе. Если ты хочешь быть свободным, ты
должен ог­раничить свою свободу, дабы предоставить свободу другим.

Итак, обыденно-практический уровень правосознания стремится
оценить действующие законы с позиции их соответствия нравственным требованиям,
а теоретическое правовое мышление рассмат­ривает действующее право с позиции
его социального и политичес­кого смысла, его соответствия рациональным
требованиям, объек­тивно обусловленным реальным процессом общественной и поли­тической
жизни. Это можно рассматривать как противоречие, а можно и как
взаимодополнение. Такие два подхода основываются на практике: в жизни
реализуется и тот, и другой.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ