О критериях прогресса :: vuzlib.su

О критериях прогресса :: vuzlib.su

64
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


О критериях прогресса

.

О критериях прогресса

Существует точка зрения, согласно которой невозможно решать
проблему критериев прогресса вообще. Эту проблему надо рассмат­ривать
применительно лишь к определенным системам, хотя и гло­бального масштаба,
например к обществу, обобщением процесса раз­вития которого она первоначально и
явилась. Ее сложнее решать применительно к животному миру и тем более
растительному. А го­ворить о прогрессе применительно к физической реальности
вооб­ще не стоит.

Некоторые утверждают, что можно говорить об универсальности
прогресса: от элементарных частиц к атому, а потом к молекуле и затем… к
коммунизму.

С общей точки зрения мерой прогресса может служить
продвижение от простого к сложному, повышение сложности организации. Вос­ходящее
развитие означает повышение уровня организации и соот­ветственно сложности
системы, что влечет за собой усиление роли внутренних факторов в составе целого
по сравнению с внешними, рост активности системы, возможности ее
самосохранения, а также относительной самостоятельности.

Такая формулировка особенно созвучна нашему времени, когда
появились общие теории типа теории систем, кибернетики или более ранней
«тектологии». «Организованность повышается коли­чественно тогда, когда в рамках
данной формы, при данной ее струк­туре объединяются, накопляется более
значительная сумма элемен­тов-активностей, например, когда масса туманности или
планеты возрастает за счет материала окружающих ее пространств. Струк­турно
организованность повышается тогда, когда в рамках системы ее активность
соединяется с меньшими дезингрессиями, например, когда в механизме уменьшаются
вредные трения частей, когда уве­личивается коэффициент использования энергии,
т.е. становятся меньше ее бесплодные затраты».

Современная математика научилась придавать числовое
выражение сложности системы. Оно базируется на сложности ее описания, грубо
говоря, на потребном для этого количестве знаков.

В естественно-научных рамках прогресс обычно характеризуют
как общее совершенствование системы, а именно: повышение ее витальности,
устойчивости, информационной емкости и увеличение возможностей ее дальнейшего
развития и функционирования, ее адаптивности к внешним и внутренним факторам
распада. Так, в истории Человечества совершенствованием считают повышение
уровня жиз­неспособности и устойчивости, возрастание производительности груда,
совершенствование механизмов управления. Тот способ про­изводства и
распределения материальных благ является более про­грессивным, который
обеспечивает большую заинтересованность человека в труде и производстве капитала.

При рассмотрении критерия экономического прогресса нужно
исходить не столько из уровня и темпов развития производства как такового,
сколько из уровня жизни трудящихся и роста народного благосостояния.

Без сомнения, высшее мерило прогрессивности всех
общественных явлений — человеческая личность. Исторический прогресс находит
свое отражение в развитии и удовлетворении потребностей человека в научном,
философском, эстетическом познании мира, в развитии и удовлетворении
потребности жить по благородным нормам ис­тинно человеческой морали — морали
высокого уважения к себе и другим. Существенным мерилом исторического прогресса
является возрастание свободы в ее разумном употреблении.

Как мы уже говорили, тема прогресса в искусстве еще более
осложняется.

А вот прогресс в нравственности? Можно ли сказать, что
современные люди более нравственны, чем прежние?! Посмотрев на то, что
происходит с нравственным миром человека и человечества, можно ли со спокойной
совестью сказать, что в процессе исторического развития увеличивается, к
примеру, «сумма» человеческого счастья? По крайней мере, это весьма
сомнительно. И все мы не без чувства тревоги наблюдаем это.

А в технике? Тут, как уже говорилось, прогресс достаточно
очевиден.

Есть области, в которых прогресс тоже несомненен — это
области познания и экономики. В познании человечество идет к одной опре­деленной
и ясной цели — к истине, знание дает нам все больше воз­можности его
практического применения во всех сферах нашего бытия. Распространяясь в массах,
оно просвещает, возвышает, объ­единяет человечество, внося свой вклад в единую
культуру.

Но разве наука сама по себе может дать человеку и
человечеству всю полноту блага — духовного и телесного?

Было бы очень наивным полагать, что исторический прогресс
являет собой какое-то торжественное шествие человечества только прямо вперед и
только непременно вверх, при этом во всех отно­шениях.

Но не будем впадать в пессимизм: он не обладает возвышающей
душу силой.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ