ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Романтизм
.
Романтизм
Романтизм обычно принято было считать явлением искусства, и
не удивительно: основные его представители, как правило, занимались
художественным творчеством. Однако сегодня пора пересмотреть эту ограниченную и
поверхностную точку зрения. Пришло время рассматривать романтизм не только как
особый вид художественного творчества, но и как особый тип философствования,
важнейший этап развития европейской культуры. Ошибка предшествующих «ценителей»
романтизма заключалась в том, что они форму (искусство) принимали за
содержание, выступавшее в этой форме. Содержанием же мыслительной деятельности
романтиков было опровержение культа разума, типичного для Просвещения, и поиск
своих способов познания мира, которые они и находили в искусстве, выдвигая
положение о его преобразующей роли в жизни. Тем самым они утверждали
господство в мире духовного начала, подчиненность материи духу. Это и был
ответ-опровержение на абсолютизацию разума просветителями. Путь же к жизненной
гармонии они видели в духовном развитии индивидуума, наделенного
неограниченными и уникальными творческими возможностями, которые, но мнению
большинства романтиков, наиболее адекватно могли проявиться только в искусстве.
Романтизм был необходимым и закономерным этапом в развитии
философии. Так, он сыграл огромную роль в становлении немецкой классической
философии. Помимо прямых представителей романтизма — Ф. Шлегеля, Ф.
Шлейермахера, Л. Тика, дань ему в разной степени и на разных этапах своего
развития отдали великие немецкие просветители Шиллер и Гете, не менее великий
швейцарец Руссо, гиганты немецкой классической философии Кант и Фихте.
.