М :: vuzlib.su

М :: vuzlib.su

6
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


М

.

М

МАЙМОНИД (МОИСЕЙ бен-маймун) (1135—1204) — еврейский
средневековый философ. Считал, что философия ведет к интеллек­туальному,
нравственному и телесному совершенству. Был сторон­ником идеи о сотворении мира
Богом и критиковал Аристотеля за признание им вечности и несотворимости мира. В
то же время от­стаивал принцип независимости знания от веры, считал необходи­мым
толковать Библию не буквально, а на основе рационального объяснения.

МАКИАВЕЛЛИ Никколо (1469—1527) — итальянский политический
мыслитель и государственный деятель. Считал политику основой жизни общества,
тем самым возвышал роль в обществе политической реальности и человеческой активности
вообще. Для достижения политических целей считал допустимыми любые средства
(«макиавеллизм»).

МАРК АВРЕЛИЙ (121-180, римский император с 161 г.) — представи­тель позднего стоицизма. Для него Вселенная — тесно связанное целое; это единое,
живое существо, обладающее единой субстанцией и единой душой. Марк Аврелий
верил в пред­определенность судьбы, считал, что люди по природе равны, стре­мился
воплотить этот принцип в своей практической политике.

МАРКС Карл (1818—1883) — немецкий философ, автор теории
диалектического и исторического материализма, наиболее полный и
последовательный выразитель материализма. В марксистской тео­рии принцип
материализма увязан с революционным движением, сокрушением капитализма и
построением нового — социалистичес­кого и коммунистического общества. Маркс в
основном разрабаты­вал проблемы экономики, социально-философские вопросы и во­просы
истории философии.

В процессе разработки марксизма он переработал идеалистичес­кую
диалектику в материалистическую. Идеальное для Маркса — от­ражение
материального в голове человека, свойство высокооргани­зованной материи.

Особое место в учении Маркса занимает теория классов и клас­совой
борьбы, переносимая на всю историю человечества. Маркс развил идею неизбежности
смены капитализма социализмом на базе государственной собственности и диктатуры
пролетариата, провоз­гласив сен-симоновский принцип социализма «от каждого по
спо­собностям, каждому по труду» и коммунизма «от каждого по способ­ностям,
каждому по потребностям».

МАРСЕЛЬ Габриель Оноре (1889—1973) — представитель
французского религиозного экзистенциализма. Подлинный мир существования
противостоит в философии Марселя неподлинному миру обладания. Таинство
(интуитивное постижение) он противопоставля­ет рациональному познанию.

МИРАБО Виктор Рикети (1715—1789) — французский
экономист-физиократ. Отстаивал патриархальное мелкое крестьянское хозяй­ство.
Обращал внимание на значимость экономического порядка для социальной жизни.

МИРАНДОЛА Пико делла (1463—1494) — итальянский
мыслитель-гуманист. Он исходил из идеи платонизма и неоплатонизма о «сре­динном»
положении человека между миром земным и божественным. Человек, созданный Богом,
обладая свободой воли, может стать своим собственным скульптором: он сам творит
свою судьбу. Религиозные воззрения Пико делла Мирандолы являли собой пайтеизм,
который позже получил свое развитие у Б. Спинозы.

МОНТЕНЬ Мишель (1533—1592) — французский мыслитель, тонкий
психолог, автор знаменитых «Опытов». Несмотря на скепти­цизм, Монтень верит в
возможность совершенствования человечес­кого мышления на основе познания
закономерностей природы. Его скептицизм является символом неуспокоенности ума,
постоянных творческих исканий.

Монтень провозглашал идею естественного равенства людей и
идеализировал «естественное состояние» человечества, считая, что счастливая
жизнь и исключительно высокие нравственные устои обусловлены отсутствием
сословного и имущественного неравенст­ва. Но все эти преимущества утрачены с
развитием цивилизации.

МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи (1689—1755) — французский правовед, со­циальный
философ и политический мыслитель.

Конституционную монархию Монтескье считал лучшим
государственным устройством. Достоинство английской конституции он объясняет
тем, что ее целью является политическая свобода.

Согласно Монтескье, все сущее — Бог, человек, природа, обще­ство
— живут по своим специфическим законам; законы в самом ши­роком значении этого
слова — есть необходимые отношения, выте­кающие из природы вещей. Он тонко
подводит под понятие закона отношения между Богом и разными существами и
взаимные отно­шения этих существ. Мыслитель исходит из принципа: отношения
справедливости следует признать предшествующими положительно­му закону, который
их только утверждает.

Монтескье рассматривает все религии «только в отношении к
тому благу, которое они могут приносить в гражданской жизни» и считает, что
церковь должна быть посредствующим звеном между главой государства и народом.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ