ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Н
.
Н
НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401—1464) — теолог, философ, крупный
ученый, родоначальник немецкой философии. Утверждал идеи о единстве Бога,
бесконечности Вселенной и гелеоцентризма. Отстаивал взаимосвязь всех природных
явлений, диалектическое совпадение противоположностей, рассматривал человека
как микрокосмос. Мысли Николая Кузанского о совпадении (единстве) всех
противоположностей в Боге по своему содержанию и форме утонченно-диалектичны.
Также диалектична и его идея о соотношении части и целого — отдельное
свидетельствует о предсуществовании целого.
НИЦШЕ Фридрих (1844—1900) — немецкий философ, представитель
философии жизни, яркий проповедник индивидуализма, волюнтаризма и
иррационализма.
Ницше чужды всякие попытки построения философской системы.
Мир есть постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее «вечного
возвращения одного и того же». Вслед за А. Шопенгауэром Ницше в основе мира
мыслил волю как движущую силу становления, порыв, как «волю к власти», к
расширению своего Я, к экспансии. Ницше переносил идеи Ч. Дарвина о борьбе за
существование животных на жизнь человеческого общества. Центральным понятием у
Ницше является идея жизни. Он родоначальник философии жизни. В человеке он
подчеркивал принцип телесности и вообще биологическое организменное начало.
Интеллект же есть лишь высший слой, необходимый для сохранения организменных
образований, в первую очередь инстинктов. Каждый человек по-своему конструирует
мир, исходя из своих индивидуальных особенностей: у каждого в голове — своя
индивидуальная мифология в условиях его стадного бытия.
Ницше отвергает принципы демократии и исторического прогресса:
он противопоставляет им amor fati — любовь к судьбе; он отвергает также идеи
равенства и справедливости как «разлагающие цельность человеческой природы».
Ницше, будучи сторонником принципа социальной иерархии, развивает элитарную
концепцию абсолютного господства «высшей касты» — тех «немногих», которые
«имеют право» воплощать счастье, красоту и добро, господствовать над
подавляющим большинством — серостью, которую не общество, а сама природа будто
бы предназначила к тому, чтобы быть «общественной пользой».
Ницшеанский образ «сверхчеловека» воплощает его критику морали.
Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, предполагая послушание,
терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека. Образ
«сверхчеловека» — это культ «сильной личности», одержимой жаждой власти. По
Ницше, все критерии морали носят чисто произвольный характер, а все формы
человеческого поведения маскируют «волю к власти». Для Ницше как философа жизни
критерием оценки всех явлений духа служит степень автоматической включенности
человека в стихийный и нерасчлененно-целостный поток бытия. Характеризуя жизнь
как «специфическую волю к аккумуляции силы», Ницше утверждает: жизнь как
таковая «стремится к максимуму чувства власти».
Рассматривая искусство, Ницше выделяет в нем два начала:
дионисийское — стихийное, оргиастическое, экстатическое — и аполлоновское —
просветленное, гармоническое, рефлексивное. Эти противоборствующие силы
характеризуют само бытие, причем дионисийское, изначально-жизненное, лежит в
основе бытия. Идеал культуры заключается в опосредовании и достижении
равновесия этих полярных начал. Искусство — это сублимация чувственного
удовольствия: восприятие произведений искусства сопровождается возбуждением
полового инстинкта, опьянением, жестокостью как глубинным состоянием психики.
Их смешение производит эстетическое состояние.
НЬЮТОН Исаак (1643—1727) — великий английский ученый,
обосновавший механическую причинность. Считал, что рассуждения о Боге на
основании совершающихся явлений относится к предмету натуральной философии.
.