П :: vuzlib.su

П :: vuzlib.su

8
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


П

.

П

ПАРМЕНИД (конец VII — VI в. до н.э.) — философ и политичес­кий
деятель, центральная фигура элейской школы.

Провозглашает главенствующую роль разума в познании и под­собную
роль чувств. Он разграничивает (вслед за Ксенофаном) ис­тину, основанную на
рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях, которые
знакомят нас лишь с види­мостью вещей, но не дают знания их истинной сущности.
Фило­софию он разделил на философию истины и философию мнения, назвав критерием
истины разум, в чувствах же, говорил он, точнос­ти нет.

Центральной идеей Парменида является соотношение мышле­ния и
бытия. Мышление всегда относится к чему-то, ибо без сущего, о котором оно высказывается,
мы не найдем мысли. Бытие не воз­никло: оно непреходяще. Гениальна идея
Парменида о том, что нет и не может быть пустого пространства и времени вне
изменяюще­гося бытия.

Парменид считал, что высшая степень телесной организации
дает и высшую степень мышления. Телесность и духовность совпа­дают в Боге.

ПАСКАЛЬ Блез (1623—1662) — французский математик, физик,
философ и писатель, один из основателей теории вероятностей. Разрабатывал
религиозные проблемы и философскую антропологию. Он первым поставил вопрос о
границах научности, отмечая при этом, что «доводы сердца», отличные от «доводов
разума», первич­нее последнего. Религиозное чувство берет верх над разумом,
кото­рый вечно колеблется между сомнением и уверенностью. Сердце обладает
доводами, не доступными разуму. Мыслитель тем самым предвосхитил последующую
иррационалистическую тенденцию и философии — от романтизма вплоть до
экзистенциализма.

Паскаль утверждал идею трагичности и хрупкости человека и
одновременно говорил о его достоинстве, которое состоит в акте мышления:
человек — «мыслящий тростник».

ПЕРИАНДР — древнегреческий философ, один из семи мудрецов
(по Диогену Лаэрцию). Ему принадлежат изречения:

Бесчестная прибыль обличает бесчестную натуру.

В удаче будь умерен, в беде — рассудителен.

Неудачи скрывай, чтобы не радовать врагов.

ПИРРОН (360—270 до н.э.) — древнегреческий философ, основа­тель
скептицизма. Выдвинул идею атараксии (безмятеж­ности). По Пиррону, философ —
это тот, кто стремится к счастью, а оно состоит в невозмутимости и в отсутствии
страданий. Философ обязан ответить на такие вопросы: из чего состоят вещи? Как
мы должны относиться к этим вещам? Какую выгоду мы можем полу­чить из такого
отношения к ним? Согласно Пиррону, на первый вопрос мы не в состоянии получить
ответа: всякая вещь «есть это не в большей мере, чем то». Поэтому ничто не
должно быть назы­ваемо ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни
несправедливым. Всякому нашему утверждению о любом предмете может быть с равным
правом и равной силой противопоставлено противоречащее ему утверждение. Что же
делать? На этот вопрос философ отвечает: «Следовать принципу воздержания от
каких бы то ни было суждений о чем-либо!»

ПИРС Чарлз Сандерс (1838—1914) — американский философ, ло­гик,
естествоиспытатель, один из основателей прагматизма. Пирс отрицал врожденные
идеи и интуитивное познание. Вслед за И. Кантом он утверждал, что исходным
пунктом познания выступает «видимость». По Пирсу, понятие об объекте можно до­стигнуть
лишь путем рассмотрения всех практических следствий, вытекающих из действий с
этим объектом. Он опровергал механис­тический детерминизм и отводил большую
роль «творчеству случай­ного» в движении и развитии сущего. Дух не только
рационализи­рует мир, но также вносит в него любовь и гармонию, неотделимые от
творческой свободы. Истина в трактовке Пирса — ясный, отчет­ливый,
непротиворечивый на данной стадии вывод знания. Истин­ность знания является
надежным условием результативной практи­ки. Полезность определяет значение
истины, ее надежность. Прак­тический интерес — причина нашей заинтересованности
в искании истины.

ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович (1840—1868) — русский литературный
критик, публицист, общественный деятель. Представитель западни­чества. В
социальной философии материалист, революционный демократ. Особую роль отводил
естествознанию как средству просве­щения и производительной силе. В развитии
общества делал ставку на его индустриализацию.

ПИТТАК — древнегреческий философ, один из «семи мудрецов»
(по Диогену Лаэрцию). Диоген приводит его изречение «Трудно быть добрым».

ПИФАГОР (VI в. до н.э.) — древнегреческий философ и матема­тик.
Исходная позиция Пифагора — все есть число. Именно в числах пифагорейцы
усматривали свойства и отношения, присущие различ­ным гармоническим сочетаниям
сущего. Пифагорейцы видели в числе и математических отношениях объяснения
скрытого смысла явлений, законов природы. Они одними из первых тонко осмысли­ли
значимость числа не только в конкретно-научном, но и в фило­софском мышлении.
Пифагорейцы достигли немалых успехов в по­исках гармонии, обусловленной мерой и
числом, математической пропорциональностью.

Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея
перевоплощения душ. Он считал, что все происходящее в мире снова и снова
повторяется через определенные периоды времени.

ПЛАТОН (427—347 до н.э.) — великий древнегреческий
мыслитель, оказавший и оказывающий влияние на всю мировую философскую культуру.

По его представлениям, Космос полон божественного смысла,
являющего собой царство идей (эйдосов), вечных, нетленных и пре­бывающих в
своей лучезарной красоте. Мир по природе двойствен: в нем различается видимый
мир изменчивых предметов и невиди­мый мир идей. Так, отдельные деревья
появляются и исчезают, а идея дерева остается неизменной. Мир идей являет собой
истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи — нечто среднее
между бытием и небытием: они только тени идей, их слабые копии.

Идея — центральная категория в философии Платона. Идея — это
смысл, сущность вещи. В платоновских идеях обобщена вся кос­мическая жизнь: они
обладают регулятивной энергией и управляют Вселенной, они — вечные образцы,
парадигмы (от греч. paradigma — образец), по которым из бесформенной и текучей
материи органи­зуется все множество реальных вещей. Между идеями существуют
отношения координации и подчинения. Высшая идея — это идея аб­солютного добра.
Существенной составляющей мировоззрения Пла­тона является вера в богов. Платон
считал ее важнейшим условием устойчивости общественного миропорядка.

До Платона не знали понятия «идеальное» в собственном смысле
этого слова. Платон же выделил этот феномен как нечто самосущее. Он приписал
идеям изначально отдельное от чувственного мира, самостоятельное бытие. А это,
в сущности, является удвоением бытия, что составляет суть объективного
идеализма. Трактуя идею души, Платон говорит: душа человека до его рож­дения
пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она по­падает на грешную
землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице,
«вспоминает о мире идей». Она сама из­бирает свой жребий: ей уже как бы
предназначена своя участь, судь­ба. Душа — бессмертная сущность, в ней
различаются три части: ра­зумная, обращенная к идеям; пылкая,
аффективно-волевая; чувствен­ная, движимая страстями, или  вожделяющая.
Разумная часть души — основа добродетели и мудрости, пылкая — мужества;
преодоление же чувственности есть добродетель благоразумия. Для Космоса в целом
источник гармонии есть мировой разум, сила, способная аде­кватно мыслить самое
себя, являясь вместе с тем активным началом, кормчим души, управляющим телом,
которое само по себе лишено способности к движению. Гармоничное сочетание всех
частей души под регулятивным началом разума дает гарантию справедливости как
неотъемлемого свойства мудрости.

Платон подходил к познанию с позиций диалектики. Особенно
подробно он разрабатывал диалектику единого и многого, тождест­венного и иного,
движения и покоя и других.

Признав вслед за своими предшественниками, что все чувствен­ное
«вечно течет», непрестанно изменяется и постольку не подле­жит логическому
уразумению, Платон отличал знание от субъектив­ного ощущения. Нашей
субъективной мысли соответствует объек­тивная мысль, пребывающая вне нас.

Ранняя греческая мысль в качестве философских категорий
рассматривала стихии: землю, воду, огонь, воздух, эфир. Затем катего­рии
приобретают вид обобщенных, отвлеченных понятий. Так они выглядят и поныне.
Первая система из пяти основных категорий предложена Платоном: сущее, движение,
покой, тождество, различие. Мы видим здесь вместе и категории бытия (сущее, движение)
и ло­гические категории (тождество, различие). Платон трактовал кате­гории как
последовательно вытекающие друг из друга.

Особое место во взглядах Платона занимает учение о государст­ве.
«Идеальное государство» является сообществом земледельцев, ремесленников,
производящих все необходимое для поддержания жизни граждан, воинов, охраняющих
безопасность, и философов-правителей, которые осуществляют мудрое и
справедливое управ­ление. Такое «идеальное государство» Платон противопоставил
античной демократии, допускавшей народ к участию в политичес­кой жизни, к
государственному управлению. «Идеальное государст­во», по Платону, должно
всемерно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие,
бороться против всякого рода нечестивых.

Платон выделял: «идеальное государство» (или приближающееся
к идеалу) — аристократия, в том числе аристократическая респуб­лика и
аристократическая монархия; нисходящую иерархию госу­дарственных форм, к
которым он причислял тимократию, олигар­хию, демократию, тиранию.

Философия Платона почти вся пронизана этическими пробле­мами.
Благо он считал единством добродетели и счастья, прекрас­ного и полезного,
доброго и приятного. Идеал абсолютной объек­тивной правды противопоставляется
чувственным влечениям чело­века: доброе противополагается приятному. Вера в
конечную гармо­нию добродетели и счастья остается, но идеал абсолютной правды,
абсолютного добра приводит Платона к признанию иного, сверх­чувственного мира,
где этот идеал пребывает. Высшая цель нравст­венности находится в
сверхчувственном мире. Ведь душа получила свое начало не в земном, а в высшем
мире. Задача же человека со­стоит в том, чтобы освободить душу от всего
телесного, сосредото­чить ее на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело
только с истинным и вечным. Именно таким путем душа может восстать из своего
падения в пучину чувственного мира и вернуться к исход­ному, обнаженному
состоянию. Наряду с этой крайней максимой излагается примиряющая эвдемоническая
позиция: в самой чувствен­ности Платон видит эрос, стремление к идеалу в высшей
красоте и вечной полноте бытия.

ПЛЕСНЕР Хельмут — современный немецкий философ,
представитель философской антропологии.

ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович (1856—1918) — русский
марксист, критиковал Ленина за отступление от марксизма в вопросах революции и
ее осуществления в России.

ПЛОТИН (ок. 205 — ок. 270) — основатель школы неоплатонизма.

Душа, по Плотину, не есть тело, но она осуществляется в нем,
и тело есть предел ее существования. Ум тоже не есть тело. Но без ума вообще не
существовало бы никакого организованного тела. Ма­терия находится также в самом
уме, поскольку ум есть всегда некоего рода организация, а всякая организация
требует для себя материал, без которого нечего было бы организовывать. Поэтому
существует помимо чувственной материи и «умопостигаемая материя», а ум тоже
есть известного рода тело, а именно смысловое тело. Плотин развивал идею
действия «мировой души» по всему Космосу. Наиболее оригинальной частью системы
воззрений Плотина является учение о первой ипостаси — Едином как
трансцендентном начале, которое выше всех иных категорий. С этим связана и
такая его идея, как восхождение души от чувственного состояния к сверх­чувственному
— экстазу. Всякая вещь, созерцаемая как таковая, от­лична от всего иного: она —
«одно», противополагаемое всему иному, а Единое неразличимо и нераздельно
соприсуще всему суще­му и всему мыслимому.

Душа также не раздробляется на части, представляя собой
нечто единое и неделимое: она есть особая, смысловая субстанция. Ее нельзя мыслить
как некую множественность психических состоя­ний. Ни одна индивидуальная душа
не может существовать самосто­ятельно от всех других душ: все индивидуальные
души объемлются «мировой душой».

ПЛУТАРХ — древнегреческий философ I—II вв. н.э., поздний сто­ик,
писатель и историк.

ПОППЕР Карл (1902—1994) — английский философ и социолог,
представитель критического рационализма. В противо­положность как скептицизму,
так и догматизму Поппер выдвинул принцип фаллибилизма — признания
принципиальной гипотетич­ности любого научного знания. Тем самым отрицается
объективная истина, которую заменяет плюрализм  (множественность) истин, что
говорит о субъективном характере знания. Поппер считал, что одной из основных
задач философии является демаркация — отде­ление научного знания от ненаучного.
Для этого он предложил принцип фальсификации. Суть его состоит в признании
принципи­альной опровержимости любого научного утверждения. С помощью этого
принципа можно отделить подлинное научное (фальсифицируемое) знание от ненаучного
и схоластического.

ПОРФИРИЙ (ок. 233 — ок. 304) — греческий философ-неоплато­ник,
ученик Плотина, комментатор Аристотеля и Плотина. Прак­тическую философию
понимал как учение о добродетелях, очища­ющих от различного рода аффектов.
Порфирий призывал к тому, чтобы ум был образцом для всей духовной жизни.

ПРОДИК (род. между 470 и 460 до н.э.) — древнегреческий фило­соф-софист,
проявлял исключительный интерес к языку, к назывной (номинативной) функции
слов, проблемам семантики и синонимии, т.е. идентификации совпадающих по смыслу
слов, правильному их употреблению. Своим учителем в области словоупотребления
его считал Сократ.

ПРОКЛ (ок. 410—485) — греческий философ-неоплатоник, разви­вал
идеи Плотина и Порфирия. Считал, что высший тип знания возможен только
благодаря божественному озарению; любовь (эрос), по Проклу, связывается с
божественной красотой, истина открывает божественную мудрость, а вера соединяет
нас с благос­тью богов. Разрабатывал идеи диалектики Космоса. Упорядочивал
систему неоплатонизма на основе триадического метода, предпола­гающего три
ступени развития: пребывание в себе, выход в инобытие (эманация) и возвращение
оттуда обратно к себе.

ПРОТАГОР (ок. 480 — ок. 410 до н.э.) — глава древнегреческих
софистов (см. с. 270). Ему принадлежит афоризм «Человек есть мера всех вещей».
Он говорил об относительности всякого знания, дока­зывая, что каждому
утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему
утверждение. Протагор на­писал законы, определявшие демократический образ
правления, и обосновал равенство свободных людей.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ