ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Р
.
Р
РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749—1802) — русский
философ-просветитель, рассматривал человека с позиций его связи с природой и
Богом. Радищев исходит из существования души и пытается решить вопрос о ее
смертности или бессмертии. Считал, что бытие вещей независимо от познания.
Человек познает вещи, их бытие через опыт.
В социальной области считал, что самодержавие противоречит
естественному состоянию человека. Отвергал идею просвещения монархов, призывал
к просвещению народа. В конце жизни, разочаровавшись во Французской революции,
пришел к идее круговорота вольности и рабства в обществе.
РАССЕЛ Бертран (1872—1970) — английский философ, логик,
математик, социолог, публицист и общественный деятель. Один из родоначальников
логического атомизма и неопозитивизма. Логика, по Расселу, является сущностью
философии. В теории познания выдвинул концепцию «знание — знакомства» —
непосредственного познания в опыте и чувственных данных, и универсалий.
Обосновывал значимость чувственного опыта в научном познании. Признавал наличие
универсалий в самом чувственном опыте.
РОСЦЕЛИН (ок. 1050 — ок. 1120) — французский философ и теолог,
номиналист. Считал, что универсалии (общие понятия) присутствуют лишь в
человеческом разуме, они — лишь имена вещей. Существует только индивидуальное,
и лишь оно может быть предметом сознания.
РОТХАККЕР Э. — один из ведущих представителей философской
антропологии.
РУССО Жан Жак (1712—1778) — один из выдающихся мыслителей
эпохи Просвещения, философ, социальный мыслитель, писатель, крупнейший
специалист в области философии искусства (особенно музыки) и педагогики.
Веря в существование Бога и признавая бессмертие души, Руссо
утверждал, что материя и дух суть два извечно существующих начала. В вопросах
теории познания он придерживался идей сенсуализма, хотя и был сторонником
врожденности нравственных идей. Руссо подвергал резкой критике
феодально-сословные отношения и деспотический политический режим. Столь же
резко критически он относился к частной собственности, видя в ней источник всех
социальных зол. Основным видом социального зла он считал общественное
неравенство. Из богатства возникают праздность и роскошь, что ведет к
развращению нравов. Цивилизации, освящающей неравенство, Руссо противопоставлял
простоту и «невинность» первобытных людей.
Развивая идеи общественного договора, Руссо в отличие от Т.
Гоббса утверждал, что в «естественном состоянии» не только не было «войны всех
против всех», но в отношениях между людьми господствовали дружба и гармония. Он
смело восстал против современной ему цивилизации как цивилизации неравенства,
при этом различал два вида неравенства: физическое, проистекающее из разницы в
возрасте, здоровье, даровании и т.п., и политическое, выражающееся в различных
привилегиях.
Руссо стремился выработать исторический подход и к проблеме
государства, усматривая в нем не вечный институт, а учреждение, возникшее на
определенной ступени развития человечества. В основе образования государства
лежит, по Руссо, соглашение. Государство, возникшее в результате появления
общественного неравенства, в свою очередь обусловило дальнейшее углубление
неравенства. Противоположность между богатыми и бедными дополнилась новой
противоположностью — между сильными и слабыми, господствующими и подвластными.
Такова, по Руссо, вторая ступень неравенства. Третьей ступенью явился переход
от правомерной власти к власти деспотической, основанной на произволе.
Учение Руссо об общественном договоре служит обоснованием
его учения о демократии: власть в государстве должна принадлежать народу. Руссо
различал три основные формы правления: демократическую, аристократическую и
монархическую. При демократической форме правительственные функции возлагаются
на весь народ или на его часть; при аристократической рамки правительства суживаются,
ограничивая его небольшим числом лиц; наконец, при монархической все функции
правления могут быть сосредоточены в руках одного человека. Главная задача
общественного договора состоит в отыскании такой формы ассоциации, которая
защищала и охраняла бы общей силой личность и собственность каждого члена и в
которой каждый, соединясь с другими, оставался бы в то же время свободным.
Права всех людей, вступающих в подобную ассоциацию, должны быть отчуждены в
пользу общественного целого.
Руссо высказал глубокую мысль об исторической необходимости
противоречий в общественном развитии. Ему принадлежит также идея сочетания
прогресса и регресса в общественном развитии. Так, возникновение неравенства было
одновременно проявлением и прогресса, и регресса в развитии общества.
.