ФИЛОСОФИЯ. ее ИСТОКИ И КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ — Философия и мифология :: vuzlib.su

ФИЛОСОФИЯ. ее ИСТОКИ И КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ — Философия и мифология :: vuzlib.su

8
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


ФИЛОСОФИЯ. ее ИСТОКИ И КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ — Философия и мифология

.

ФИЛОСОФИЯ. ее ИСТОКИ И КЛЮЧЕВЫЕ
ПРОБЛЕМЫ — Философия и мифология

Убеждение в том, что философия
возникает из зачатков научного знания, в противоположность мифу, восходит к
просветительской мировоззренческой позиции. Общеизвестное историко-философское
выражение такое убеждение нашло в формуле немецких философов И.Дерфера и
В.Нестле: «От мифа к логосу». Суть их толкования подкупает простотой и
здравомыслием: философия возникает как критическое преодоление мифо­логии, как
торжество разума над вымыслом. Однако эта простота достигается за счет
неправомерного упрощения проблемы. В поле зрения историка философии миф
приобретает значение обреченной стороны, противопоказанной становящееся
философии. Тогда в качестве базиса зарождающейся философии остается лишь
опытное знание. Но как объяснить происхождение умозрительной философии первых
греческих мудрецов? Ведь эти учения близки к мифопоэтическим структурам
мышления и никак не вытекают из чувственного опыта.

Внемифологичеокий подход к
происхождению философии оправдан только в одном случае: если философию всецело
сводить к рационально-познавательной деятельности мышления. Тогда философия
легко сближается с частнонаучным знанием, с тем, что сейчас называется
теоретическим естествознанием, и беспрепятственно выводится из него
исторически. Но философия, в том числе и первоначальная, не тождественна
знанию. Она не только рационально познает объект, но и настроенчески переживает
и оценивает его. При этом объект оценивается по шкале социальных норм и
личностных критериев. Метод распознавания исторического начала философии должен
ориентироваться на специфику и природу философского знания. Историк философии
обязан выделять в зарождающейся философии не только то, что объединяет ее с
частнонаучным знанием, но и то, что их различает, что невыводимо из опыта и
делает философию качественно самобытной формой духовного отношения к миру.

Миф более обоснованно рассматривать
не как вымысел, а как особый способ духовного освоения мира, который находится
с философией (логосом) в сложных и неоднозначных отношениях. Миф объединяет
элементы теории и художественные творчества. О мифе не рассуждают, в нем живут
Закон функционирования мифологического мира — закон метаморфоз, т.е. убеждение
во взаимной превращаемости всего сущего, в фундаментальном и неустрашимом
всеединстве жизни, в кровном родстве всего существующего. Мифология базируется
на родовых интуициях, а человек любой эпохи не способен обойтись без таких
интуиции.

Мышление, возникающее ни основе
родовых интуиции, будет иметь предметом материальную, живую, одушевленную,
мыслящую и мыслимую вещь. Живое и одушевленное тело человека, мыслящего на
основании, при помощи и в целях общинно-родового коллектива — вот основной
предмет античного мышления. Наличие такого рода мышления можно наблюдать в
античной философии с самого ее начала и до самого конца. Вот почему античный
космос — живой и чувствующий. А философия проявляет себя как искусство
предельных обобщений. Миф — внутренняя жизнь чувственно-материального космоса в
его общинно-родовом понимании. Таков исходный материал мысли, на котором
базировалась античная философия как чисто греческое предприятие.

С точки зрения современной
философии, процесс перехода из мифа в логос никогда не может быть завершен,
т.к. претензии на окончательное обоснование любой философской системы мнимы.
Постичь суть философии адекватно можно лишь тогда, когда ее выбрал как свою и
живешь в ней. Но тогда человек начинает говорить уже не на научном, а
мифологическом языке. Это понял уже Платон. Миф и логос различаются у Платона
не только по степени достоверности, но, что гораздо важнее, по предмету
приложения: их области применения не пересекаются — где требуется логос, там
бессилен миф, где хорош миф, там абсолютно неадекватен логос. Логика, по мнению
Платона, не универсальное орудие («органон») для всех правильных решений, равно
как и недостаточное оснащение для успешного человеческого существования. Кроме
точного знания и правильного рассуждения требуется еще и «правдоподобный миф»,
«правильное мнение», «уподобление», «аналогия» и т. п. Философские мифы Платона
показывают, как старые истины и новое понимание могут быть соединены воедино.
Гуманитарный, ориентированный на предшествующую культуру и духовность тип
знания, был в античности доминирующим. Поэтому философия как специфическое
отношение к природе и культуре неразрывно связана с жанром комментария,
размышления по поводу духовной традиции, унаследованной данной эпохой. В таком
качестве философия возникает в пифагореизме. Вклад ионийской натурфилософии
состоял в изобретении жанра научной прозы, в открытии принципа доказательства в
рассуждении, в размышлениях по поводу первоосновы всего сущего. На другом краю
ойкумены, в пифагорейской школе, впервые встречается традиция толкования ряда
текстов, признаваемых священными. Именно у пифагорейцев проявляется
консервативный дух греческой мысли, стремящейся быть не открывателем новых
истин о мире и человеке, но хранителем и истолкователем традиционной мудрости.
Именно философия пифагореизма выступила в качестве противовеса надменности
возникающей науки, но не отвергла ее, а заимствовала научные открытия и методы
для толкования «священных текстов». В V в. до н. э. в Афинах прежде всего
становятся популярными светская ионийская «наука» и развивающаяся софистика.
Всецело под влияни­ем софистов и в рамках поставленных ими проблем развивалась
мысль Сократа. Но по­степенно становится известной италийская традиция. К IV в.
до н. э. пифагорейская традиция становится предметом почтительного внимания к
платоновской Академии. Как некогда пифагорейцы к эпосу, так теперь к самим пифагорейцам
обратились как к образцам древней мудрости, подлежащей осмыслению и
истолкованию. Таким образом, философия выступает как самосознание данной
культуры.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ