Кинизм :: vuzlib.su

Кинизм :: vuzlib.su

9
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Кинизм

.

Кинизм

Антисфен Афинский (445-360 гг. до
н.э.), сын свободного афинянина и фракийской рабыни, был основателем школы
цинизма. По афинским законам считался незаконнорожденным. Всю жизнь провел в
крайней нужде. Пришел к Сократу уже в зрелом возрасте, чем заслужил насмешку
Платона (Антисфен на старости лет ударился в науку, поэтому «позднеучка»). В
Сократе Антисфена привлекала сила характера, скромный образ жизни и проповедь
этических норм. Антисфен показал себя верным другом и участвовал в предсмертной
беседе Сократа.

Учил философии в гимнасии Киносарг
(«Белая собака»), предназначенном для нофов (незаконнорожденных) и метеков.
Гимнасии был посвящен Гераклу, незаконнорожденному среди богов. Философия
античности часто проявлялась в образе мудреца, его костюме и манере держаться,
стиле речи. У киников эта сторона приобрела демонстративный ха­рактер. Их
костюм состоял из короткого рабочего плаща, надеваемого на голое тело,
нищенской котомки и посоха странника («дубинка Геракла»). На могиле Антисфена
была высечена следующая эпитафия: «В жизни ты, Антисфен, был настоящей собакой.
Но не зубами кусал — словом больней задевал».

Антисфен не признавал умозрительной
философии. Утверждал, что философия, т.е. добродетель, нуждается в деяниях, в
«сократовской силе».

Диоген Синопский (412-323 гг. до
н.э.) был учеником Антисфена. Самый знаменитый из киников известен своим
эпатирующим поведением. Дельфийский оракул на вопрос Диогена, чем ему заняться,
ответил: «Перечеканивай монету». Этот ответ был понят как призыв произвести
переоценку всех ценностей.

Диоген говорил, что люди
соревнуются, кто кого столкнет пинком в канаву, но никто не соревнуется в
искусстве быть прекрасным и добрым. Появился с фонарем на агоре со словами:
«Ищу человека». При этом добавлял, что мерзавцев много, а людей мало.

Когда кто-то попросил заняться с ним
философией, то Диоген дал ему рыбу. Это следует понимать я том смысле, что рыба
— самое ротастое существо, так и философия прибегает в своих построениях к
словам. Но как нема рыба, т.е. ее никто не слышит, так и философия, во-первых,
испытывает недостаток в словах для выражения своих истин, а во-вторых, мало,
кто к ней прислушивается.

На вопрос, кто такой Диоген, Платон
ответил: «безумствующий Сократ». Однако афиняне его любили. Когда мальчишка
разбил бочку философа, они его высекли, а Диогену дали новую.

Диоген просил подаяния у статуи.
Когда спросили о причине, ответил, что хочет приучить себя к отказам. На
вопрос, почему люди подают милостыню нищим и не подают философам, он сказал:
«Потому что они знают: хромыми и слепыми они, быть может, и станут, а вот
мудрецами — никогда». Известна встреча Диогена с Александром Македонским в
завоеванном Коринфе. Антисфен призывал к борьбе с любыми формами кон­формизма,
предрассудками и мифами современного ему общества, «кусал» существующий строй,
идеализировал жизнь низов. Диоген стал как бы живой моделью этой философии. В
истории остался как мудрец, сумевший свести свои потребности до минимума, чтобы
оставаться независимым.

Кратет Фиванский прославился своей
филантропией. Греки писали на две­рях своих домов: «Здесь вход для доброго духа
Кратета». Известен афоризм Кратета: «Я сын темноты и бедности. Они неприступны
для судьбы».

Киники выступали также за
эмансипацию женщин. Примером этому является жена Кратета Гиптрхия,
прославившаяся как женщина-философ. Про нее известно мало. Мы знаем, что она
очень любила своего мужа и следовала за ним в его бедности. Также считала
важнее воспитание людей, чем традиционные женские занятия: прядение и
ткачество. Известна как тонкий логик и софист, посрамлявший многих мужчин.
«Если нет в чем-то дурного, когда это делает Феодор, то в этом нет дурного,
когда это делает Гиппархяя. Когда Феодор колотит Феодора, в этом нет дурного,
стало быть, когда Гиппархия колотит Феодора, в этом тоже нет дурного».

Философия киников направлена против
Платона. С точки зрения киников, мир и все сущее распадается на неделимые,
единичные, простые сущности. Каждый из этих элементов имеет одно сущностное
имя. Сложные вещи состоят из комплекса таких эле­ментов и воплощаются в
совокупности имен, составляющих человеческую речь. Это свое­образный атомизм,
но атомы как невидимые частицы заменены обыденными вещами. На место умозрения
поставлен здравый смысл, который способен познать простейшие веши. Кинизм
относится к номинализму. Антисфен, следуя сократической традиции, при­давал
большое значение слову, т.е. терминологии, «исследованию названий», с помощью
которых постигаются понятия. С его точки зрения, человек познает мир с помощью
ощущений, они подобны отпечатку камня на воске. До всякого восприятия разум
подо­бен чистой доске. Это-сенсуализм.

Основной этический принцип киников —
жить в согласии с природой, т.е. вернуться к простоте и непритязательности
предков. Для этого нужна аскеза, т.е. разумное са­моограничение. Она
освобождает человека, познавшего свою природную сущность и природные потребности,
что и есть благоразумие. Киников отличало уважение к труду, который они считали
благом. Киники бичевали изнеженность своего времени, сострадали к несчастью
близких, духовной свободы достигали со спокойным юмором. В своей этической
программе повлияли на философию стоиков.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ