общая ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ — РАННЯЯ ПАТРИСТИКА :: vuzlib.su

общая ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ — РАННЯЯ ПАТРИСТИКА :: vuzlib.su

7
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


общая ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ — РАННЯЯ ПАТРИСТИКА

.

общая ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ
ФИЛОСОФИИ — РАННЯЯ ПАТРИСТИКА

Специфические черты средневековой
философии — дидактизм, учительство, назидательность. Для нее характерна также
психологическая самоуглубленность. Литературная исповедь — жанр, открытый
средневековьем. Исповедь была способом нравственного очи­щения и публичного
покаяния. Это делалось не столько в собственных интересах автора, сколько в
назидание другим. Беспощадность к себе — неотъемлемая черта средневековых
исповедей. Им присуща также необычайная искренность, не превзойденная никакой
эпохой. В них нет позы и кокетства. Средневековый философ доверчиво раскрывает
перед чита­телем секреты своей творческой лаборатории, излагает историю, логику
своих сомнений, ошибок, неудач, находок и прозрений. Собственное «Я» философа
служит равноправным объектом исследования и анализа.

Символизм — следующая особенность
средневекового мышления. Мир рассматривался как символ и как тайна. Греческое
слово «символ» значит совпадение, объединение, сбрасывание в одно. Тайна есть
то, что по самому своему существу никогда не может быть раскрыто. Но тайна
может являться. Явление тайны — такое ее состояние, когда она ясно ощутима,
представима и сообщима именно как тайна. Символы — именно такие явления тайны.
Они выступают положительными реальностями, стимулирующими беско­нечное о них
размышление. Они заставляют подолгу, часто мучительно и напряженно в них
всматриваться. Символ — это то, где совпадает индивидуальность вещи с той или
иной ее интерпретацией. Символ понимается как полная и абсолютная
тождественность «сущности» и «явления», «идеального» и «реального», «конечного»
и «бесконечного». Символ — указание на индивидуальность вещи и на ее скрытый
смысл. Символическое истолкование событий и текстов рассматривалось в Средние
века как метод нахождения истины. Оно давало не только интеллектуальное
удовлетворение, но и ощущение свя­щенного и мистического. Благодаря попытке
раскрыть тайну мира возникла идея взаи­мосвязанности всего во Вселенной. Отсюда
вытекало убеждение в необходимом и неизменном течении событий. Бог выше законов
природы. Он может действовать помимо них, совершая чудеса. Но обыкновенно он действует
через законы природы, пользуясь ими как «кузнец своим молотом».

Специфически средневековые идеи —
творение Богом мира из ничего и троичность Божества, соотношение сущности и
ипостаси в Боге в плане единства, т.е. нераздельности и неслиянности Лиц Троицы.
Это была настоящая логическая революция.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ