Филон Александрийский :: vuzlib.su

Филон Александрийский :: vuzlib.su

10
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Филон Александрийский

.

Филон Александрийский

Первый большой период средневековой
философии носит название патристики (от лат. patres — отцы |церкви. Предтечей
патристики был Фипон Александрийский (ок. 20 г. до н.э. — ок. 40 г. н.э.). Он — яркий представитель эллинистической культуры, с присущим ей синкретизмом. В его
лице ветхозаветная традиция получила выра­жение в терминах греческой философии.
Высоко почитал Библию, считая ее не только в исконном варианте, но и во всех
переводах боговдохновенной. Вместе с тем Филон — по­клонник Платона, Пифагора,
элейскои школы. Считал, что в Пятикнижии Моисея и в гре­ческой философии
содержится одна и та же истина.

Философия Филона была разновидностью
платонизма с сильной примесью стои­цизма. Исходным пунктом системы Филона
является идея Божества. С одной стороны, Бог возвышен над всем конечным Никакое
понятие, никакое имя не соответствуют его величине. Бог безымянен,
бескачественен и непостигаем. Можно лишь знать, что Он есть, а не каков Он. К
Нему применимо лишь имя Сущий. Здесь Филон опирался на книгу «Исход» (Гл. 3,
стих 14), где Бог говорит Моисею: «Я есмь Сущий» (Яхве). С другой стороны, Бог
исконно заключает в Себе всякое бытие и всякое совершенство. Лишь от Него они могут
передаваться всему конечному. Основные свойства Бога — всемогущество и
благодать. Последние наиболее непосредственно связаны с Его сущностью. Он
обладает абсолютной действенностью в мире и абсолютно отрешен от мира. Поэтому
существуют посредники между Ним и миром. Здесь Филон опирался на: 1)
ветхозаветное предание об ангелах;

2) учение о Мировой Душе и идеях; 3)
стоическое учение об эманациях, т.е. проникающих мир истечениях Бога. Филон
называл посредников силами. С одной стороны, это качества, идеи и мысли
Божества, с другой, — служители, послы, спутники Бога, исполнители Его воли.
Таким образом, эманации Бога частично персонифицированы. Все эти силы объе­динены
в Логосе. Он есть общий посредник между Богом и миром, мудрость и разум Бога,
идея, объемлющая все идеи, сила, включающая все силы. Логос — первородный сын
Бога, орудие миротворения и мироправления.

Материю Филон, вслед за Платоном,
называл не-сушим (меон) и сущностью (усия), вслед за стоиками. Из хаотического
смешения веществ Бог через посредство Логоса образовал мир. Мир имеет начало,
но не имеет конца. Филон говорил, что через связь с телом каждому человеку
прирожден» склонность ко греху, от которого никто не может вполне воздержаться
от рождения до смерти. На место стоического доверия к самому себе у Фи­лона
выступало доверие к Божеству. Лишь из веры вытекает мудрость, на которой осно­вывается
добродетель. В добродетели Филон придавал большое значение внутренней жизни
благочестивой души. Наука имеет значение лишь вспомогательного средства для благочестия.
Религиозное совершенство имеет различные ступени:

• аскетическая добродетель,
основанная на упражнении («добродетель Иакова»);

• добродетель, основанная на
обучении («добродетель Авраама»);

• добродетель, проистекающая
непосредственно из благословленной Богом природы («добродетель Исаака»).

Филон — настоящий философский отец
христианства. Но взгляды Филона на отно­шения Бога и мира (т.е. совечность Бога
и материи) были впоследствии отвергнуты хри­стианскими и иудейскими
богословами.

В Александрии ок. 180 г. стоик Пантен, ставший христианским основал школу, по­лучившую название Катехизисной. Ее
блестящими представителями были Климент и Ориген.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ