Иоанн Скот Эри(у)гена :: vuzlib.su

Иоанн Скот Эри(у)гена :: vuzlib.su

9
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Иоанн Скот Эри(у)гена

.

Иоанн Скот Эри(у)гена

Биография Эригены окутана мраком.
Известно, что в 843 г. он был приглашен в Париж королем Карлом Лысым и работал
в придворной школе. Происхождение свое вел из Ирландии, где получил
образование. Знал не только латинский, но и греческий языки. Высоко ставил
Платона и Аристотеля. В преклонном возрасте работал в университете, основанном
в Оксфорде. Позже, будучи аббатом в Мальмесбери, был убит монахами. Эри-гена —
автор первой вполне разработанной философской системы в Средние века. Находился
под сильным влиянием неоплатонизма. Известна его работа о предопределении. В
ней он отстаивал следующие тезисы:

1. Так как все, что в Боге, есть сам
Бог, то и воля, посредством которой Он предо­пределяет, едина с Божественной
сущностью. Но сущность Бога есть бытие абсолютно простое. Таким образом,
предопределяющая воля Бога может быть простой,       а отсюда можно допустить
только простое предопределение.

2. Противоположные действия
предполагают и противоположные причины. Одна и та же причина не может
производить противоположное. Добро и зло, блаженство и стра­дание
противоположны друг другу. Один Бог не может быть причиной того и другого.
Поэтому не может быть двоякого предопределения, а только — простое.

3. Бог может предопределить только к
тому, что Он познает. Но зла Бог совершенно не знает Ведь знание может
относиться только к существующему. Чего нет, того нельзя и знать, ибо оно —
ничто Поэтому Бог не может познавать зло- Если бы Он его познавал, то оно
должно было бы быть чем-то реальным, а Бог являлся бы виновником его необхо­димого
существования в мире. Но это нелепо. Значит, Бог зла не познает и не предопре­деляет
к нему. Возможно только одно предопределение — к добру и блаженству.

Христианская вера имела для Эригены
значение предпосылки всякого знания. Ис­ходной точкой всякого разумного
исследования должно служить Божественное откровение, изложенное в Священном
Писании. Вера есть принцип, из которого одаренная разумом тварь извлекает
познание своего Создателя. Разум должен раскрыть тайный смысл Боже­ственного
откровения, сделать понятными истины Священного писания. Все это можно сделать
путем умозрительного исследования. Эригена не делал никакого различия между
истинами, доступными разуму, и тайнами. Он пытался все истины Откровения
доказать и вывести из разума. Содержание философии, по его мнению, простирается
так же далеко, как и содержание Откровения. Здесь Эригена соглашался с
утверждением Бл. Августина о том, что истинная философия и истинная религия —
одно и то же. При этом Эригена полагал, что неприлично судить воззрения Отцов
Церкви. К их учению надо подходить благоговейно и с полным почтением. Но
позволительно выбирать из их мнений то, что по соображениям нашего разума,
кажется наиболее соответствующим Божественным изрече­ниям. Поэтому греческие
богословы предпочтительнее, чем латинские. Последние, по мнению Эригены,
слишком вульгарно толкуют Священное Писание. Кроме того, разум выше авторитета.
Если разум, правильно мысля, пришел к определенному результату, то его и надо
держаться, даже если он противоречит церковной традиции. Философское
исследование может даже прийти в противоречие с текстами Священного Писания. Но
и в этом случае надо следовать разуму, т.к. разум выше всякого авторитета.

Можно назвать эти идеи Эригены
теософско-гностической тенденцией. Здесь налицо поиск высшего, премудрого
знания, превышающего и научное исследование, и религиозную веру. К данной
тенденции присоединяется мистицизм. Разум сам по себе -тьма. Он не может
проникнуть в Божественные тайны, ели его не озаряет Божественное Слово. Но
разум может преодолеть всякий мрак, заглянуть в лицо высшей истины, если он
отмечен сверхъестественным светом. Здесь даже не разум созерцает высочайшую ис­тину,
а она созерцает сама себя в человеке. Не человек находит Бога, но Бог находит
Самого Себя в человеке.

Эригена разделял все бытие на четыре
природы:

1. Несотворенная и творящая (Natura,
quae non creatur et creat). Это — Бог, т.к. Он есть высшая действующая причина
всех вещей.

2. Сотворенная и творящая (Natura,
quae creatur et creat). Это — совокупность идей в Божест­венном Слове. Эти идеи
— не только Божественные мысли, но и созидающие потенции.

3 Сотворенная и нетворящая (Natura,
quae creatur et non creat). Это — чувственно-воспри­нимаемый мир

4. Несотворенная и нетворящая
(Natura, quae non creatur et non creat). Это — снова Бог, т.к. Он является
последней и конечной целью всех вещей, возвращающей их к Себе. В своем
самобытии Бог абсолютно чужд форме, недоступен нашему рациональному

познанию. Он — непостижим и
невыразим. Он справедливо называется «Ничто» (Nihilum).

Ему чужда всякая «чтойность»
(quidditas). Самого Себя Он познает не в качестве опреде­ленного «что», а
именно в качестве Бога. Он открывается нам в теофаниях, которые я служат
средством познания Бога. Теофании, с одной стороны, явления сотворенного мира,
воспринимаемые чувством, с другой, — внутренние озарения Благодати.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ