Фрэнсис Бэкон :: vuzlib.su

Фрэнсис Бэкон :: vuzlib.su

9
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Фрэнсис Бэкон

.

Фрэнсис Бэкон

Бэкон (1561-1626) — это мыслитель
позднего Возрождения, сформулировавший важ­нейшие принципы философии Нового
времени. Основные сочинения: «Новый Органон наук» (1620), «Новая Атлантида»
(вышла в свет в 1621 г.).

Метод познания объективных истин
предварялся у Бэкона обзором «идолов» или «призраков» познания с указанием на
способы их удаления из сознания. Отчасти «идолы» присущи уму человека по самой
его природе, отчасти возникли в ходе развития позна­ния, некоторые — результат
индивидуального развития. «Идолы» постоянно преследуют человека, создают у него
ложные представления и идеи, препятствуют познанию природы.

1. «Идолы рода» присущи самой
природе человека, его разуму и чувствам. Их проявления таковы:

• антропоморфизм, т.е. истолкование
природы по аналогии с человеком. Например, тако­ва телеология, или учение о
цели, т.к. она приписывает природе несвойственные ей ко­нечные цели;

• «жаден разум человеческий»: ищет в
природе больше порядка и единообразия, чем в ней есть;

•обобщение, не базирующееся на
достаточном количестве фактов. Вот почему к «кры­льям» ума надо «подвешивать
гири», чтобы он держался ближе к земле, т.е. к фактам.

«Идолы рода» самые устойчивые.
Полностью искоренить их нельзя, можно лишь отчасти нейтрализовать.

2. «Идолы пещеры». Это
индивидуальные особенности человеческой психики и восприятия. Человек также
пристрастен, он верит в истинность того, что предпочитает. Бесконечным числом
способов страсти пятнают и портят разум. Преодоление этого «идола» возможно при
помощи коллективного опыта.

3 «И д о л   р ы н к а » (в смысле
рыночной площади). Это несовершенства обы­денного мышления, где совместимы
научные знания и самые дикие суеверия. Это знание «понаслышке», т.е. из
недостоверных источников. Кроме того, сюда включается непра­вильное
употребление слов языка, когда спорят о понятиях, за которыми ничего не стоит.

4. «И д о л    т е а т р а». Слепая
вера в авторитеты, т.е. догматизм. Здесь Бэ­кон повторял слова философа XII в.
Бернара Шартрского: «Истина — дочь времени, а не авторитета»

В учении об «идолах» проявилось
понимание Бэконом важнейшей функции фило­софии. Призвание философа состоит в
том, что он — иконоборец, ниспровергатель пред­рассудков, авторитетов,
суеверий. Его главная задача заключается в свержении «идолов». Однако это
занятие не сулит философу никаких выгод.

Бэкон — один из основоположников
опытно-индуктивного метода в классической науке. Стержень этого метода состоит
в постепенном обобщении фактов, наблюдаемых в опыте Необходима максимальная
опора на разум при анализе этих фак­тов. Бэкон порицал тех грубых эмпириков,
которые, как муравьи, бездумно собирают все встречающиеся факты (алхимики). Он
выступал против умозрительных догматиков, ко­торые, как пауки, тянут нитку
знания из себя (схоласты). Свой собственный метод Бэкон уподоблял искусству
пчелы, извлекающей нектар из цветов и производящей мед собст­венным умением. По
мнению Бэкона, наука есть экспериментальная дисциплина, состоящая в применении
рационального метода к чувственным данным. Человеческий дух должен постепенно
восходить от частного к общему. В данном утверждении Бэкон обнаруживал полную
зависимость от схоластических воззрений и понятий.

Все познание природы имеет целью
понимать причины вещей. По аристотелевской схеме, они могут быть материальными,
формальными, действующими и конечными. Из них имеют значение лишь «формальные»,
т.к. все явления коренятся в «формах», в «натурах» вещей. Индукция Бэкона ищет
«формы» явлений, т.е. их внутренней сущности. Форма данных восприятия
составляется из более простых «форм» и их «особенностей» («диффе­ренциации»).
Их-то и следует распознать. Для этой цели сопоставляется как можно большее
количество случаев, в которых данное явление встречается (tabula praesentiae).
При построении индуктивного вывода важно обращать внимание на случаи, противоре­чащие
доказываемому положению, или случаи, где исследуемое явление не встречается (так
называемые отрицательные инстанции образуют tabula absentiae). К этому присоеди­няется
сравнение степени интенсивности явления с интенсивностью других явлений (tabula
graduum). Задача решается затем при помощи исследовательского исключения
(exclusio). Например, «формой» теплоты будет то, что встречается везде, где
есть теплота;

теплоты нет в случае ее отсутствия;
теплоты заметно больше при большей ее интенсивности.

То, что Бэкон предлагал под видом
индукции есть сложный процесс абстрагирования, опирающийся на схоластический
формализм. Предчувствие новой эпохи скрывалось у Бэкона под старыми формами
мышления. Бэкон понимал, что новая наука от бесконеч­ного обсуждения понятий
должна обратиться к самим вещам, что она может основываться лишь на наблюдении
и постепенно переходить от наблюдений к абстракциям. Бэкон ясно осознавал и то,
что при такой индукции речь может идти лишь об отыскании простых элементов
действительности. Индукция, полагал он, найдет «формы», которые послужат
«интерпретации природы».

В то же время Бэкон требовал
приложения эмпиристского принципа к познанию человека. Телесное существование в
его нормальных и аномальных жизненных процессах, движение представлений и
волевых актов, социальная и политическая орга­низация должны быть изучены по естественнонаучному
методу. Во всем должны быть выяснены и беспристрастно указаны движущие силы.
Этот антропологический натурализм стремится понять человека и его жизненную
деятельность тех же элементов действительности, которые лежат в основе внешней
природы По­нимание человека и познание природы не является для Бэкона конечной
целью. Вся человеческая наука имеет своей целью путем познания доставлять
человеку господство над миром. Знание — сила, притом единственно надежная.
Магия стремится ов­ладеть действующими силами с помощью фантастических средств.
Но власть над вещами человеку может доставить лишь трезвое исследование их
сущности. Интерпретация при­роды является средством подчинить природу
человеческому духу. Это и есть «царство человека». Воображение Бэкона поразили
возможности науки (часто мнимые) в преобра­зовании общественной жизни. Он
приписывал огромное значение «искусству изобретения» и был противником чисто
теоретического исследования и «созерцательного знания». В лице Бэкона философия
столкнулась с опасностью попасть из-под власти религиозной цели в зависимость
от технических интересов.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ