Рене Декарт :: vuzlib.su

Рене Декарт :: vuzlib.su

19
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Рене Декарт

.

Рене Декарт

Рене Декарт (1596-1650) родился во
Франции в дворянской семье. Учился в приви­легированном учебном заведении —
иезуитском Коллеже Ла Флеш. Принимал участие в 30-летней войне в качестве
офицера. Долгое время прожил в Голландии, затем в Швеции. Главные философские
труды «Рассуждения о методе», Метафизические размышления».

В математике ввел прямоугольную
систему координат, переменную величину. В оп­тике открыл закон преломления
света. В физиологии обратил внимание на важнейшее значение кровообращения. В
философию внес радикальное методическое сомнение. Если из истины человек делает
долг, то за него он ответственен прежде всего перед самим собой. Быть правдивым
по отношению к самому себе есть основное условие всяческой правдивости.
Большинство хвалится своей искренностью по отношению к другим, но живет в
величайшем ослеплении относительно самого себя. Из всех обманов самообман —
самый худший и наиболее часто встречающийся. Всякая мнимая истина и
воображаемое познание состоят в интеллектуальном самообмане, который, в
сушности, является мо­ральным самообманом. В борьбе с самообманом в любой форме
Декарт проявил себя как бесстрашный и величайший мыслитель.

В 1619-162] гг. Декарт пережил
внутренний кризис, особенно во время зимнего стояния в Нейбурге. Озарение
пришло 10 ноября 1619 г. Философия предстала перед ним как темный хаос.
Математика же светила полной ясностью. Он захотел внести свет в этот хаос.
Познание простирается лишь настолько, насколько простирается ясное и от­четливое
мышление. Темные представления следует разлагать на составные части и по­степенно
прояснять их шаг за шагом.

Декарт поставил вопрос: как
доказать, что все окружающее меня не сон? Для это­го он ввел принцип
корректности: если мое переживание тесно связано со всем ходом предшествующей
жизни и вытекает из нее, то велика вероятность того, что данное переживание не
сон.

Цель картезианского сомнения: будь
правдив по отношению к самому себе, не позволяй себя убеждать, что ты таков,
каким ты не являешься, что ты познал то, что тебе не вполне ясно, что ты веришь
в то, в чем в сущности сомневаешься или должен бы сомневаться. Если демон меня
обманывает, то становится ясно, что и я суще­ствую, так как того, кого нет,
нельзя и обмануть. Значит, можно сомневаться во всем, кроме достоверности
самого сомневающегося. Мыслю, следовательно, существую.

Я — последний принцип философии и
радикальное новшество Декарта. Декарт впервые в европейской философии установил
абстракцию субъекта как мыслящей вещи. Он также противопоставил субъект и
объект. Сознание у Декарта тождественно разуму. Сознанием, с точки зрения
Декарта, человек обладает не от рождения, а лишь после прохождения школы
философского метода: его легко освоить, он может быть сообщен любому человеку,
он всегда приводит к истине. В сфере познания Декарт был рациона­листом, т.е.
полагал, что истинное познание возможно лишь с помощью разума. Наилуч­шими
методами познания представлялись те, которые основаны на разуме, т.е. дедукция
и интеллектуальная интуиция.

Декарт выстроил такую онтологическую
триаду: Я-Бог-мир. Бог — это путь, который выводит субъекта в мир. Природа
подвергалась Декартом такому обесцениванию, которо­го не испытывала во всей
предшествовавшей истории. Ценно лишь то, что изготовлено руками человека.
Декарт настаивал на том, что растения и животные суть машины, не имеющие
внутреннего мира. Это имело в дальнейшем социокультурные следствия:

• отвергалось этическое сомнение по
поводу опытов над животными (картезианская биология);

• отвергалась загадка чужой душевной
жизни. Метод один, значит, и сознание у всех одинаково. Безумие есть социальная
бесполезность. Безумец, по сути, — не человек. Его и жалеть нельзя
(картезианская психология и психиатрия). «Иллюзия изготовимости». Стремление
европейской науки создать «вторую природу», технический мир Прежнее понятие
природы лишается своей эмоциональной окраски. Классическая наука и
картезианская философия порождают идею машины, так как эксперимент есть машина
в зародыше. Правила метода:

1. Никогда не принимать за истинное
ничего, что не признается таковым с очевид­ностью, т.е. тщательно избегать
поспешности и предубеждения- Включать в свои рассуж­дения только то, что
представляется ему столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать
повод к сомнению.

2. Делить каждую из рассматриваемых
трудностей на столько частей, сколько по­требуется, чтобы лучше их разрешить.

3. Располагать свои мысли в
определенном порядке. Начинать с предметов про­стейших и легко познаваемых,
восходить, как по ступеням до познания наиболее слож­ных. Допускать
существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе ве­щей не
предшествуют друг другу.

4. Делать всюду полные перечни,
чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ