Давид Юм :: vuzlib.su

Давид Юм :: vuzlib.su

6
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Давид Юм

.

Давид Юм

Юм (1711-1776) родился в семье
шотландского дворянина. После учебы в Эдинбургском университете и
кратковременной работы в качестве коммерсанта он отправился в 3-летнюю поездку
по Франции (1734-1737). Там он написал свой главный философский труд «Трак­тат
о человеческой природе». В 1748 — «Исследование о человеческом познании», 1751
-«Исследование о принципах морали». Был другом Адама Смита, внес вклад в
становление английской классической политэкономии. Подготовил 8-томную «Историю
Англии». Пред­ставляет также интерес как создатель одной из версий
ассоциативной психологи. В 1767-1768 гг. был помощником государственного
секретаря в Лондоне. Умер в Эдинбурге.

Юм видел источник нашего знания во
впечатлениях, т.е. присоединялся к линии английского сенсуализма. Но в то же
время он очень уважительно относился к Лейбницу, книги которого внимательно
читал. Отсюда вытекает его классификация знания:

• демонстративное знание, т.е.
абсолютно необходимое. Сюда входит математика, в кото­рой невозможны ложные
суждения, т.к. они содержат в себе противоречие.

• звание о фактах. В этой области
ложное суждение незаметно, т.к. оно может не содер­жать в себе логического
противоречия.

Вслед за Лейбницем Юм полагал, что
отчетливость и непротиворечивость тождест­венны. Юм утверждал идеал
математизированного знания. Он понимал, что такое знание не применимо к
обыденным фактам. Отсюда вытекает скептицизм Юма, аргументы которого таковы:

• демонстративное заключение — это
такое суждение, противоположное которому проти­воречиво;

• все, что мыслится отчетливо, не
содержит противоречия, я значит, возможно;

• все существующее можно признать
несуществующим, т.к. противоположные суждения не содержат противоречий.

Таким образом, никакое существование
не может быть демонстративно доказано.

За такие мысли Юм получил упрек в
агностицизме, т.е. в утверждении не­познаваемости мира. Хотя для самого Юма не
существовало такой проблемы. Он считал причинность привычкой или инстинктом,
свойственным человеку. Это лишь устойчивая ассоциация следующих друг за другом
событий.

С одной стороны, Юм отрицал
объективную связь между явлениями. С другой сто­роны, он верил в
предустановленную гармонию (Лейбниц: «Все к лучшему в этом лучшем из миров»).
Именно эта гармония (т.е. Бог) обеспечивает объективность результатов на­шей
деятельности. Наше мышление основано на привычке, но эта привычка объективна в
силу предустановленной гармонии.

Важным результатом Юма было
утверждение, что путем рассуждении можно дока­зать все, что угодно, но только
действие выводит из «скептического сна».

Основной принцип сенсуализма — Esse
est perzipi. Основной принцип рационализма -Cogito ergo sum. В философии Нового
времени они не противоречат друг другу. Различны взгляды на природу мышления,
но сходными являются схемы рассуждения. Общей является идея метода. То же самое
мы видим и у Юма: органически слились сенсуализм и рационализм.

По мнению крупнейшею немецкого
философа XX в. Э.Кассиреря (1874-1945), фило­софия Юма наиболее ярко отражает
взгляды Просвещения В XVII в полагали, что только из самых общих принципов или
законов разум должен дедуцировать все факты, все мно­гообразие явлении природы.
Мысль XV11I в. удаляет из своих построений все лишенное фактического основания,
все предрассудки богословского или философского происхождения. Все выходящее за
рамки опыта, должно быть отброшено как предрассудок. В XVIII в. исчезла вера в
существование объективного порядка, в силу которого все реальные объ­екты
определенным образом взаимосвязаны. Воцаряется новый взгляд, согласно которому
вселенная складывается из изолированных объектов. Это и есть так называемый
метафи­зический (антидиалектический) взгляд на мир.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ