Николой Александрович Бердяев :: vuzlib.su

Николой Александрович Бердяев :: vuzlib.su

8
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Николой Александрович Бердяев

.

Николой Александрович Бердяев

Н.А. Бердяев (1874-1948). Наиболее
известные работы: «Философия свободы» (1911 г.), Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916 г.), «Мировоззрение Достоевского» (1923 г.), «Русская идея: основные проблемы русской мысли в XIX — начале XX столетия». «Истоки и смысл
русского коммунизма», «Самопознание».

Бердяев различал три вида свободы:
первичную иррациональную свободу, называя ее меонической; рациональную свободу,
т.е. исполнение морального долга, и свободу, про­никнутую любовью к Богу.
Человеческая иррациональная свобода коренится в «ничто», из которого Бог
сотворил мир. Это «ничто» не есть пустота, а первичный принцип, пред­шествующий
Богу и миру. Он не содержит в себе никакого деления на элементы. Данную
концепцию Н.Бердяев заимствовал у Якоба Беме, немецкого мистика (1575-1624),
который называл этот первичный принцип термином U n g r u n d , т.е. лишенный
основания, первичный хаос. Это понятие у Бёме совпадает с концепцией
Псевдо-Дионисия Ареопагита в его апофатическом богословии, где Ареопагит
говорил о «Божественном Ни­что». Бердяев опирался также на учение
средневекового мистика Майстера Экхарта (1260-1327), проводившего различие
между G о t t h e i t (Божественность) и G о t t (Бог). С этой точки зрения,
творение мира есть лишь вторичный акт. Свобода не создается Бо­гом, она
коренится в Ничто извечно. Бог-создатель не может быть ответственным за сво­боду,
которая породила зло. Человек есть детище свободы ничто, небытия. Меоническая
свобода согласуется с божественным актом творения: небытие свободно приемлет
бытие. Отсюда следует, что Бог не обладает властью над свободой, которая им не
создается. Эта свобода первична по отношению к добру и злу, она обуславливает
возможность как добра, так и зла. Действия существа, обладающего свободой воли,
не может предвидеть даже Бог, поскольку эти действия всецело свободны. Бог не
творит воли человека, а просто помогает ему, чтобы воля становилась добром. Зло
появляется тогда, когда иррациональная свобода приводит к нарушению
божественной иерархии бытия из-за гордыни духа. Но в конечном итоге,
происхождение зла остается величайшей и трудно объяснимой загадкой.

Вторая свобода, рациональная,
состоит в подчинении закону и ведет к обязательной добродетели, т.е. к рабству.
Выход из этого может быть только трагическим и сверхъестест­венным.
Божественная жертва Спасителя должна покорить порочную меоническуто свободу путем
просвещения ее изнутри без насилия над ней, не отвергая созданного мира
свободы.

Бердяев называл свою философию
экзистенциальной или персонали-стической. Общество, нация, государство не
являются личностями. По сравнению с ними человек как личность обладает большей
ценностью. Поэтому право человека и его Долг защищать свою духовную свободу
против государства, нации и общества. Ведь в жизни государства, нации и
общества обнаруживается темная демоническая сила, стре­мящаяся подчинить
личность человека и превратить его в орудие для своих целей. Воз­рождение
падшего человека означает его освобождение от природы, созданной объекти­вирующим
процессом. Оно означает победу над рабством и смертью, понимание личности духа,
как существования, которое не может быть объектом и не может быть выра­жено
общими идеями. В общественной жизни принцип объективирования и условные правила
извращают совесть человека. Чистая подлинная совесть может проявляться только в
личности и через нее.

При анализе узаконенной этики и
узаконенного христианства Бердяев показывал, что они приспособлены к
требованиям общественной жизни и поэтому полны условностей, ведут к лицемерию и
деспотизму. Бердяев использовал открытия Фрейда, чтобы разоблачить садистские
элементы в законности и подсознательные источники строгих требований,
выдвигаемых личности поборниками так называемого «добра». Он указывал на
отсутствие у них подлинной любви к конкретной, отдельной личности, подменой ее
любовью к абстракт­ным теориям и программам. Бердяев не предлагал отменить
этику, законы или легальные формы общественной жизни. Но он указывал на более
высокую стадию нравственного сознания, требующую терпимость в борьбе со злом.
Истинное нравственное сознание не мо­жет успокоиться до тех пор, пока
существуют нечестивые души, испытывающие муки ада. Нравственное сознание
начинается с вопроса, поставленного Богом: «Каин, где твой брат Авель?». Оно
закончится другим вопросом со стороны Бога: «Авель, где твой брат Каин?» Таким
образом, Бердяев выступал как сторонник апокастасиса или всеобщего спасения.

Третий вид свободы — это свободная
любовь человека к Богу. Поэтому христианство возможно только как религия
свободы.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ