Конституция СССР 1977 г. :: vuzlib.su

Конституция СССР 1977 г. :: vuzlib.su

4
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Конституция СССР 1977 г.

.

Конституция СССР 1977 г.

25 апреля 1962 г. ВС СССР принимает постановление о выработке проекта новой Конституции и формирует комиссию.
Но лишь к маю 1977 г. проект был создан и 4 июня 1977 г. опубликован в печати. В ходе обсуждения было высказано около 400 тыс. предложений с
поправками и дополнениями.

В новой Конституции СССР было
зафиксировано, что диктатура пролетариата выполнила свою задачу и советское
государство стало общенародным. Конституция закрепила систему органов власти и
управления, сложившуюся к тому времени. Высшим органом власти являлся Верховный
Совет СССР, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей.
Полномочия его были увеличены с 4 до 5 лет.

По сравнении с Конституцией 1936 в
Конституции 1977 г. появились новые виды прав граждан: право на охрану здоровья
и право на жилище. 24 июня 1981 г. ВС СССР принял «Основы жилищного
законодательства Союза ССР и союзных республик». Новая Конституция СССР
записала, что правосудие в СССР осуществляется только судом.

Конституция закрепила СССР как
союзное, федеративное государство. За каждой союзной республикой сохранялось
право свободного выхода из СССР. Таким образом, и в конце 70-х годов государство
продолжало линию на «строительство наций» и их огосударствление.

Вместе с тем, с 1966 г. (и до 1989 г.) в официальном языке имелось понятие «советский народ». Суть его была в том,
что на стадии «развитого социализма» возникла эта новая историческая общность,
имеющая ряд характерных признаков. Критики этой концепции усматривают в ней
замысел советского государства путем ассимиляции ликвидировать этническое
многообразие общества, заменив народы неким безнациональным homo sovieticus. Ни
в каких документах советского государства таких программных положений нет. Если
же судить по реальной практике государства, то, согласно принятым в этнографии
критериям, национальная политика в СССР на ассимиляцию направлена не была. Так,
четыре переписи населения (с 1959 по 1989 г.) показали небольшое, но постоянно снижение доли русских в населении СССР (с 54,6 до 50,8%). Численность же малых
народов, которые первыми исчезают при ассимиляции, регулярно росла (даже столь
малочисленных народов, которые по западным меркам теоретически не могут уцелеть
и не раствориться — тофаларов, орочей, юкагиров и др.).

С иных позиций критиковали понятие
«советский народ» те, кто отрицал возникновение общности советских людей и
считал народы и этносы СССР конгломератом, не связанным в одно целое. Это —
схоластические утверждения, преследующие чисто идеологические цели. Советский
народ сложился как продукт длительного развития единого государства. Этот
процесс протекал не только в советский период, но и до образования СССР — в
Российской империи. Граждане этого государства разных национальностей
воспринимали СССР как отечество и проявляли лояльность к символам этого
государства. Согласно всем современным представлениям о государстве и нации,
советский народ был нормальной полиэтнической нацией, не менее реальной, чем
американская, бразильская или индийская нации. На деле единое хозяйство, единая
школа и единая армия связали граждан СССР в гораздо более сплоченный народ, чем
указанные нации. Ряд исследований, проведенных в конце 80-х и начале 90-х
годов, показали наличие множества тонких, но важных объединяющих связей, так
что возникли общие для советских людей культурно-психологические особенности
(предрассудки и суеверия, любимые образы и типы юмора). Это в негативной форме
признали и критики советского государства, введя понятие «совок». Разумеется,
степень «советскости» была различной у разных групп населения.

Тем более важно, что, признав
свершившимся становление советской нации (народа), последняя Конституция СССР
подтвердила федерализм национально-государственных образований, отказавшись от
перехода к территориальному федерализму. В Комментариях к конституции прямо
указывалось, что «в состав СССР входят не географические или административные
единицы, а национальные государства». Этот федерализм, возводя этничность в
один из главных принципов построения государства, противоречил марксизму, для
которого соединение политической власти с национальностью было неприемлемо.
Огосударствление наций в позднем СССР не было и следствием программных установок
В.И.Ленина, который признал его в 1922 г. как вынужденную необходимость, вызванную чрезвычайными политическими обстоятельствами.

Видимо, возможность перейти к
территориальному федерализму, который укрепил бы СССР как единое государство,
реально существовала лишь в 1945-53 гг., но необходимость этого шага на фоне
победных настроений не осознавалась. Во времена Хрущева и Брежнева
республиканские элиты настолько окрепли, что центр уже был неспособен посягнуть
на их власть и интересы. Негласно, под лозунги интернационализма, проводилась
«коренизация» нового типа — вытеснение русских кадров и обеспечение преимуществ
не всех нерусских народов, а лишь «статусных наций». Это в полной мере
выявилось в ходе перестройки. Попытка М.С.Горбачева в 1986 г. сменить на посту секретаря ЦК компартии Казахстана казаха на русского вызвала волнения с
использованием насилия. Центру был брошен уже прямой вызов.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ