Контуры метатеории социальной коммуникации :: vuzlib.su

Контуры метатеории социальной коммуникации :: vuzlib.su

70
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Контуры метатеории социальной коммуникации

.

Контуры метатеории социальной коммуникации

Независимо от прикладных приложений и корыстных расчетов
бизнесменов и политических лидеров зарубеж­ные ученые оценили фундаментальную
значимость соци­альной коммуникации для человеческой цивилизации, ко­торую в
свое время П. Я. Чаадаев (1794—1856) сформулировал вполне определенно:
«Лишённые общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размыш­ляли о
своей природе». Более развернуто эта мысль вы­ражается в следующих тезисах,
достаточно очевидных в наши дни:

• в процессе антропогенеза коммуникационная дея­тельность
была решающей предпосылкой и питательной почвой для образования человеческого
сознания и языка;

• коммуникация — способ формирования человечес­кой личности,
поскольку только в процессе взаимодей­ствия с другими людьми происходит
социализация ин­дивида и развитие его способностей;

• коммуникационная потребность — органическая (аб­солютная)
духовная потребность человека; изоляция от общества приводит к неизлечимым
психическим травмам;

• коммуникация — фактор и условие существования любых
человеческих общностей — от малых социальных групп до наций и государств;

• коммуникационная деятельность — источник, сред­ство
поддержания и использования социальной памяти, аккумулирующей культурный и
исторический опыт со­циальных субъектов.

Между тем в Советском Союзе «коммуникационная наука»,
процветающая за рубежом, оказалась в числе реп­рессированных идеологическими
органами научных дис­циплин. В «Философском словаре», изданном Политиз­датом в 1986 г., говорится «Коммуникация — категория идеалистической философии, обозначающая общение, при
помощи которого «Я» обнаруживает себя в другом… Доктрина коммуникации в целом
— утонченная форма ка­стовых и корпоративных связей. Объективно учение о
коммуникации противополагается марксистскому пони­манию коллектива».

Нельзя не вспомнить идеологически беззаботного, но отнюдь не
безграмотного в философии замечательного лирика Б. Л. Пастернака, который
написал:

Ведь вся жизнь есть только миг,

Только растворение

Нас самих во всех других,

Как бы им в дарение.

В постсоветской России научный климат, разумеется, другой,
но отставание наверстывается с трудом. Правда, на библиотечно-информационных,
журналистских, социо­логических, социально-культурных факультетах уже не один
год читаются курсы «Социальные коммуникации», «Социология коммуникации» и
производные спецкурсы. Появилось несколько учебных пособий и научных моно­графий,
но все-таки нет ясности, что должна представлять собой «коммуникационная
наука».

Главный редактор Международной Энциклопедии по коммуникации
Э. Барнув, констатируя «коммуникацион­ную революцию, происходящую в
индустриальных стра­нах», пишет: «Становится очевидным центральное поло­жение
коммуникации в человеческой истории, что и объясняет, почему такие различные
дисциплины, как ан­тропология, искусствознание, педагогика, история, жур­налистика,
право, лингвистика, философия, политические науки, психология и социология стремятся
к объяснению процесса коммуникации, сотрудничают в создании новой дисциплины»,
которая именуется теорией коммуника­ции. Задача этой дисциплины, по Э. Барнуву,
состоит в том, чтобы выявить «все пути, по которым информация, идеи и установки
распространяются среди индивидов, групп, наций и поколений».

С этим заявлением Э. Барнува в принципе можно со­гласиться,
но оно нуждается в уточнении. Как представить себе «сотрудничество» разных наук
в создании новой дис­циплины? Некий «межнаучный круглый стол»? Ясно, что
надеяться на плодотворное сотрудничество специалистов разных отраслей знания в
выявлении путей распростра­нения в обществе «информации, идей и установок» не
приходится, хотя бы из-за терминологических барьеров между науками. Никакой
«теории коммуникации» путем суммирования знаний, накопленных в разных научных
дисциплинах, вырастить нельзя. «Теория коммуникации» не может состоять из
разделов, заимствованных из антро­пологии, искусствознания, педагогики и т. д.
Чтобы познать сущность и структуру универсума социальной коммуника­ции в целом,
требуется не суммирование, а обобщение зна­ния, добытого антропологией,
искусствознанием, педагогикой, историей и т. д. Такое обобщение, т. е.
получение нового знания путем критического анализа, сопоставле­ния, оценки,
систематизации частных фактов и концеп­ций, свойственно не теории, а
метатеории, или обобщаю­щей теории.

Межнаучными метатеориями являются кибернетика, семиотика
(общая теория знаков), системология (общая теория систем); известны
метаматематика и металогика — обобщающие теории внутриотраслевого значения.
Фило­софия — метатеория человеческого познания. Э. Барнув, ― говоря о
«сотрудничестве» наук в создании «теории ком­муникации», по сути дела имеет в
виду формирование метатеории социальной коммуникации.

Итак, метатеория социальной коммуникации — это межнаучная
обобщающая теория, формирующаяся на ос­нове («мета» — после) различных наук,
изучающих те или иные грани (аспекты, проблемы) социальных коммуника­ций. Эти
науки, некоторые из которых перечислил Э. Бар­нув, можно назвать частными
(конкретными) коммуни­кационными теориями (науками). При этом вовсе не
обязательно, чтобы все содержание «коммуникационных наук» сводилось к
коммуникационной проблематике; они могут изучать и другие проблемы, но важно,
чтобы они вносили свой вклад в познание социальных комму­никаций. Отношение
метатеория — частная (конкретная) тео­рия есть отношение взаимной зависимости.
Метатеория использует содержание частных теорий для построения обобщающих
концепций (типологий, периодизаций, за­кономерностей, принципов, тенденций и т.
п.), а частные теории применяют эти концепции для углубления и обо­гащения
своего содержания. Поэтому обе взаимодейству­ющие стороны заинтересованы в
самостоятельном существовании друг друга. Метатеория ни в коем случае не должна
поглощать обобщаемые теории (в противном слу­чае обобщать будет нечего и она
утратит свой метатеоретический статус), а обобщаемые теории нуждаются в опоре
на метатеорию для своего дальнейшего развития.

Метатеория связана генетически с обобщаемыми тео­риями,
является производной от них и может возникнуть только после того, как созрели
предпосылки для обобще­ния. Такие предпосылки (прав Барнув!) сейчас созрели, но
созрели они не для теории коммуникации (таких тео­рий различных коммуникаций —
массовых и специаль­ных, речевых и технических, научных и эстетических —
сегодня достаточно много), а для обобщающей метатео­рии. Наметились контуры
метатеории социальной ком­муникации, которые можно представить в виде следую­щих
десяти проблем:

1. Понятие социальной коммуникации как межнауч­ной
категории.

2. Коммуникационная деятельность, ее уровни, виды, формы.

3. Социальная память и социальная коммуникация;

4. Естественные и искусственные коммуникационные каналы.

5. Эволюция социальных коммуникаций; смена ком­муникационных
культур.

6. Семиотический подход к социально-коммуникаци­онным
проблемам: семиотика социальной коммуни­кации.

7. Информационный подход к социальной коммуни­кации:
социальная информация.

8. Коммуникационные потребности личности, соци­альных групп,
общества.

9. Социально-коммуникационные институты и службы.

10. Система социально-коммуникационных наук.

В настоящее время курс «Социальная коммуникация» изучается
на факультетах культуры, журналистики, соци­ологических, библиотечно-информационных
факультетах и в некоторых других вузах. Учебники и учебные посо­бия
отсутствуют. Поэтому настоящая книга написана в жанре учебного пособия.
Проблематика метатеории, рас­смотренная нами, охватывает содержание вузовского
общепрофессионального курса. Каждой из проблем посвяще­на одна из глав книги. В
конце каждой главы приводятся: выводы, отражающие более-менее достоверное
знание по данной проблеме; terra incognita (непознанная область), где
перечислены некоторые актуальные вопросы, ответы на которые мы не знаем; список
литературы, рекомендуе­мой для дальнейшего изучения проблемы.

.

    Назад

    ПОДЕЛИТЬСЯ
    Facebook
    Twitter
    Предыдущая статьяАренда vip-туалетов
    Следующая статьяМ. МОНТЕНЬ :: vuzlib.su

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ